LIFE PAY о мошенничестве с POS-терминалами в HoReCa
Сценарий № 1: «Терминал не работает, можно наличными?»
Нерадивый продавец просто отключает терминал и начинает принимать наличные у покупателей, ведя себя как раньше. В это время вор удаляет оплаченные чеки или исключает определенные позиции из чека, а затем ловко совершает кражу из кассы.
Такое поведение продавца можно легко обнаружить через систему онлайн-мониторинга. Оператор эквайринга заметит, что терминал полностью функционирует, но был отключен или вообще не использовался.
Что делать в такой ситуации? Решением может быть отказ от приема наличных денег. Вспомним, например, кейс одного российского гостиничного комплекса, который полностью запретил наличные платежи на своей территории. В результате этой меры выручка увеличилась на 40%, но также возникла необходимость сокращения большой части персонала. Очевидно, что такой подход может нанести вред многим торговым точкам. Поэтому универсальным советом будет следующее: если проблемы с POS-терминалом становятся систематическими, обращайтесь в службу поддержки и вместе с ними ищите причину проблемы. Вероятно, дело не в самом аппарате.
Сценарий № 2: Фотогеничная карта
Один из распространенных, но уже устаревших сценариев мошенничества с POS-терминалами заключается в том, что сотрудник ворует карту, фотографирует данные с нее и затем злоупотребляет этой информацией, например, совершая покупки в интернете или продавая данные на специализированных площадках.
Однако сегодня такой сценарий маловероятен, так как многие рестораны, где раньше это могло произойти, все чаще используют мобильные банковские терминалы, которые официанты приносят к столику.
Более современный вариант этой мошеннической схемы — это подмена терминала. Аферисты предлагают клиенту оплатить счет через нефункционирующий терминал с эмулированным программным обеспечением, цель которого состоит в краже данных с карты. Для клиента может показаться, что платеж не прошел.
Сценарий № 3: Секретные чаевые
Классика, которой может грешить и даже самый честный сотрудник, просто добавлять незначительные суммы к счету в надежде на невнимательность покупателя. В идеале, клиент всегда должен проверять цены покупки на чеке и на терминале. Если со счета клиента будет списана сумма, превышающая сумму, указанную в фискальном чеке, он может без проблем оспорить списание в своем банке.
Сценарий № 4: Мой терминал!
Один из сценариев мошенничества связан с тем, что сотрудник приобретает собственный терминал и использует его для проведения операций. Деньги, однако, не поступают на счет предприятия, а направляются на счет мошенника. Для этого мошенник регистрирует компанию, заключает договор эквайринга, проходит проверку в банке и открывает расчетный счет. В результате клиент не понесет никаких убытков, а все потери возлагаются на владельца предприятия, который останется без прибыли.
Сценарий № 5: Силой мысли
Недобросовестный сотрудник может перехватывать сигналы карт или смартфонов с технологией NFC (бесконтактной связи на короткое расстояние) с помощью POS-терминала. Однако этот вид мошенничества скорее относится к категории мифов. Перехватить информацию с бесконтактной карты не так просто.