5 трендов розничной торговли
1.Близко к сердцу и дому
Сегодня в каждой второй семье в России есть автомобиль. Но в последнее время число автовладельцев, готовых постоянно совершать небольшие путешествия на другой конец города ради шопинга в молле, постепенно снижается. Что уж говорить о тех, кто вынужден пользовать общественным транспортом. Поэтому лояльность современных потребителей, для которых на первом плане комфорт и удобство, все больше завоевывают торговые точки у дома.
Кроме того, крупные центры постепенно сдают свои позиции и в ценовом сегменте: привлекательные цены за счет интернет-магазинов могут себе позволить многие предприниматели. А в условиях ускоряющегося ритма жизни далеко не все могут выделить время, чтобы бродить по огромным залам супермаркетов, когда ту же продукцию можно найти в небольших и уютных магазинах.
2.От универсальности к специализации
Несмотря на постоянный и агрессивный маркетинг, на смену слепому шопоголизму постепенно приходит рациональный взвешенный подход к выбору нужного товара. В этом случае ключ к успеху в борьбе за предпочтения клиентов, а, как следствие, и увеличение дохода, лежат в выверенном ассортименте. Как результат – появление специализированных, нишевых магазинов, предлагающих потребителю не все подряд, а строго определенные категории товаров. За примерами далеко ходить не надо – наверняка каждый из вас видел недалеко от своего дома подобные магазинчики, предлагающие вашему вниманию удобрения для сада, натуральную косметику или фотоаксессуары.
К безусловным плюсам подобных заведений относятся:
- тщательно выверенный ассортимент;
- качество, отвечающее всем требованиям;
- внимательность к каждому клиенту.
3.Здесь и повсюду
В переводе термин омни звучит как существующий повсюду. Сейчас он обретает новый смысл в связи с повсеместным распространением Интернета и взаимным переходом бизнеса из оффлайна в онлайн и наоборот. И это абсолютно не смущает современного потребителя, постоянным спутником которого стал его величество смартфон. Благодаря ему он в любое время может найти информацию о любом продукте и сравнить цены в разных магазинах.
Поэтому любой мало-мальски грамотный предприниматель старается сделать свой бизнес омниакальным, объединив в одно целое свои онлайн и оффлайн ресурсы:
- единый стиль оформления;
- ценовая политика;
- акции;
- ассортимент.
Раньше подобный подход был роскошью, доступной лишь крупным игрокам рынка. Почему? Это требовало серьезных ресурсов, в частности, разработки индивидуальной IT-системы для каждого отдельного магазина. Но развитие облачных технологий и появление на рынке товароучетных систем, заточенных под торговлю малого и среднего бизнеса, значительно удешевили выполнение этой задачи и сделало гораздо более доступными для этого сегмента.
Например, готовое облачное решение LiteBox (Лайтбокс) позволяет вести товароучет, автоматизировать взаимоотношения с поставщиком. Кроме того, облачные сервисы позволяют управлять магазином на расстоянии: контролировать персонал и покупки; собирает аналитику и формирует программы лояльности. Такие решения обеспечивают возможность работы 24 часа в сутки с предоставлением услуг технической поддержки.
4.Хлеба и зрелищ
Торговля сейчас немыслима без развлечений – из их сплава и рождается ритейлтейнмент (retailtainment). Самой по себе покупки уже недостаточно – клиенту необходимо сопроводить ее увлекательным досугом. Кроме того, необходимо вытащить потребителя из дома в оффлайн-магазин. Поэтому бизнес старается сделать так, чтобы покупатель, посетивший их торговую точку, получил уникальный внутримагазинный опыт (in-store experiences), одним из аспектов которого и является retailtainment.
Примеры из жизни:
- бутик–кафе;
- умные тележки в супермаркетах, в которые добавлен сканер товаров;
- интерактивные примерочные;
- наглядная демонстрация приготовления продаваемой пищевой продукции.
Задача непростая, но овчинка явно стоит выделки – новаторские решения (особенно с использованием цифровых технологий) – это отличный способ завоевать симпатии покупателей.
5.Лицом к лицу с каждым
Даже для крупного бизнеса важно взаимодействие с каждым покупателем. Но для ритейла – индивидуальный подход к каждому клиенту, основанный на анализе полученной информации, становится жизненной необходимостью. Поэтому все больше компаний сосредотачивается на сборе и анализе данных, которые позволяют правильно распределить ресурсы, прогнозировать спрос и предложение минимизировать расходы.
Благо, цифровые технологии сейчас предоставляют для этого широчайшие возможности: социальные сети и мессенджеры позволяют собирать самую разнообразную информацию о потребителях и использовать ее для повышения эффективности своей работы.
Краткие итоги:
Рынок ритейла не стоит на месте и адаптируется к запросам покупателей, которым важны:
- территориальная близость;
- качество товара и обслуживания;
- досуг и комфорт в процессе покупки;
- персональный подход;
- мобильность.
Все чаще симпатии клиентов завоевывает тот, кто может предложить им помимо качественного товара новые эмоции, впечатления, способен удивить новыми решениями. Иными словами, если вы хотите преуспеть – учитесь адаптировать к новым веяниям времени, требованиям рынка и запросам потребителей.