редакции Выбор
Интернет-маркетинг, smm и блогинг. Что делать прямо сейчас?
Little Big Agency
Максим Юрин, сооснователь и директор по стратегии Little Big Agency.
У нас в Little Big Agency 90% клиентов — крупные международные бренды на SMM. Часть из них уже приостановили деятельность в России. Часть находятся в ожидании и неопределенности. Коммуникацию и продвижение в соцсетях приостановили примерно все. У некоторых осталась модерация, ответы на сообщения и комментарии. Соответственно, мы в агентстве ждём решений по этим брендам, а также предприняли ряд шагов в области кризисного управления и планирования. Вот некоторые из них (думаю, многим коллегам они тоже могут быть полезны):
- Забота о безопасности аккаунтов. Участились случаи взломов аккаунтов, хакерских атак — мы предложили поменять все пароли, «почистить» администраторов страниц и кабинетов.
- Заведение / возрождение страниц в работающих соцсетях. Фейсбук заблокировали, рекламу в Инстаграм тоже — мы предложили завести Телеграм-каналы, Одноклассники, усилить Вконтакте и т.д.
- Альтернативные услуги. SMM в нашем привычном понимании заблокировали — мы составили список услуг, которые мы можем оказывать сами или с привлечением партнеров (дизайн и копирайтинг в широком смысле, рассылки, фото- и видеосъемка и др.) — разослали письмо с предложением и перечнем услуг некоторым клиентам.
- Предоплата сервисов / бэкапы. Многие зарубежные сервисы аналитики, проектного менеджмента и т.д. приостанавливают работу в России — мы делаем резервные копии документов и проектов, ищем альтернативы.
Мы обязательно адаптируемся, перестроимся и еще напишем о наших новых успехах в разблокированном Фейсбуке! :)
Что касается команды и общей ситуации в агентстве. К счастью, у нас есть хороший запас прочности по финансам. Мы никого не увольняем, пытаемся перестроиться под новые реалии и, конечно, надеемся на улучшение ситуации в будущем.
Новые проекты и тендеры продолжают приходить, хоть и в меньшем объеме. Уже понятно, что рынок SMM больше не будет прежним. Но Little Big Agency — небольшое, гибкое и оптимистичное агентство. Мы обязательно адаптируемся, перестроимся и еще напишем о наших новых успехах в разблокированном Фейсбуке! :)
HEADSHOT
Алексей Милиненков, основатель digital agency HEADSHOT, маркетолог, инвестор.
Первое и самое важное, что я сделал как руководитель — на этой неделе поговорил с сотрудниками, успокоил их, сказал, что все будет хорошо, что есть запас денег, и что никуда мы не денемся. Возможно мы перейдем на другие площадки, но в целом нашу профессию сложившаяся ситуация сильно не затронет. Мы просто смещаем вектор на другие площадки.
В тот день мы ушли с работы ночью, так как перенастраивали рекламные кампании.
С самого начала недели говорили клиентам: «Ребята, те у кого бюджеты в основном в Инстаграме, давайте начнем тестировать ВК, Одноклассники и Тик-ток, реклама в Инстаграм может быть заблокирована. Давайте приостановим вливание бюджетов в эту соцсеть, пока она под угрозой, но не будем уходить оттуда совсем до тех пока не будет большей ясности». Нас никто не послушал и после резкой блокировки рекламных кабинетов, клиенты одновременно начали бить тревогу — в тот день мы ушли с работы ночью, так как перенастраивали рекламные кампании.
В этом, наверно, есть некая специфика российского бизнеса — не делать ничего, пока не грянет гром. Другая особенность — что с приходом кризиса — первое, что делают компании — начинают урезать бюджеты и отказываться от маркетинга. Хотя весь мировой опыт показывает, что в такие моменты надо наоборот усиливать это направление.
Сейчас количество рекламных каналов резко сократилось: ушла реклама из Инстаграм, YouTube, Google, Tik-Tok, Фейсбука. Поэтому лучшее, что можно сделать — переходить на отечественные соцсети: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс и его сервисы. При этом имея в виду, что все туда пойдут и стоимость ставок там вырастет. Это приведет к увеличению стоимости лида и подорожанию рекламы. Соответственно победит та компания, которая сможет подстроиться под текущие реалии, быстро выстроить маркетинговые воронки в новых каналах, и создаст более гибкий и изобретательный интернет-маркетинг. Мы выбираем комбо из контекстной, таргетированной рекламы и SEO. Везде сейчас меняется подход к рекламе, поэтому лучше всего бить по всем направлениям, которые остались, использовать сервисы сквозной аналитики, чтобы досконально отслеживать путь клиента и оптимизировать затраты.
Студия Чижова
Александр Чижов, создатель «Студии Чижова», автор телеграм-канала «Ленивый smm-щик».
Мы ещё с понедельника понимали, что велика вероятность блокировки Фейсбука и Инстаграма, поэтому ещё в начале прошлой недели занялись разработкой антикризисной стратегии для клиентов Студии, в которую в том числе входили меры по переносу аудитории из Инстаграма во ВКонтакте и Телеграм в зависимости от вида проекта.
В целом, сама блокировка РК, как бы это странно не звучало, скорее шаг навстречу РКН со стороны Инстаграма.
К среде согласовали с клиентами план переноса и уже начали его применять через таргетированную рекламу и органический охват. Сейчас в связи с блокировкой рекламного кабинета будем перераспределять аудитории через публикации и сторис.
В целом, сама блокировка рекламного кабинета, как бы это странно не звучало, скорее шаг навстречу РКН со стороны Инстаграма, потому что основная причина этих мер было желание прекратить рекламу фейкньюс. Так что сейчас появились надежды, что сам Инстаграм продолжит работать, просто временно без рекламного функционала.
Поэтому теперь будем более тщательно прорабатывать взаимодействие с микро- и нано-инфлюенсерами, а также выстраивать каналы продаж через ВКонтакте тем клиентам, которым ещё не выстроили. Сейчас мы формируем план действий на следующую неделю и будем все это внедрять.
Дежурный smmщик
Мария Снегова, медиаконсультант, автор Telegram-канала «Дежурный smmщик».
Как автор Telegram-канала и блогер, я начала искать альтернативные платформы, либо «оживлять» те, которые забросила (привет, Clubhouse). Некоторые подписчики уже благодарят меня за то, что продолжаю писать о технологиях — их это поддерживает. Хочу быть полезной, поэтому рассказываю аудитории, какие VPN можно установить, как скачать свои данные с платформ и какие альтернативы существуют сервисам, использование которых ограничено.
Как и в случае с каналом, с небольшими компаниями, где я работаю на фрилансе, было принято решение сохранять нейтральную коммуникацию, но отказаться от развлекательного контента в пользу поддерживающего, того контента, который бы вызвал ощущение спокойствия. Как человек — поддерживаю донатами благотворительные организации, а также других фрилансеров, которые лишились работы (например, прошу дизайнеров отрисовать стикеры для канала или придумать мерч).
SMM-специалист
Роман Денисов, SMM-специалист из Саратова.
Приостановил рекламу в заблокированных источниках рекламы. Конкретно сегодня размышлял о том, как переориентировать соцсети на РФ, например, обдумать канал в ТГ, Яндекс-дзене, Рутубе и Одноклассниках. ВКонтакте обычно есть у всех, сейчас иду на встречу с клиентом обсуждать, какие бюджеты можем тратить там и как скорректируем контент-план.
Есть гипотеза, что в нынешней ситуации вся реклама будет работать плохо и интеграции с блогерами тоже, потому что раньше это всегда подавалось как развлекательный контент. Сейчас я вижу, что это неуместно. Со всеми клиентами решили временно приостановить интеграции и рекламу, до середины марта минимум.
Выбрал для себя стратегию обучаться, делать новое, осваивать навыки, не связанные с смм и интернет-маркетингом, решил еще раз пересмотреть курсы по кулинарии.
Что мы точно решили: в рекламе сейчас можно убрать манипулятивность и призывы, добавить эмпатии и заботы. Минитренд — успокаивающий контент, без манипуляций и сильных эмоций. Будем постить инструкции, информацию о мерах поддержки, гайдлайны и поддерживающие посты с коннотацией «Мы с вами, работаем в прежнем режиме».
Еще что понял: какое-то время меня ждет затишье в работе — выбрал для себя стратегию обучаться, делать новое, осваивать навыки, не связанные с SMM и интернет-маркетингом, решил еще раз пересмотреть курсы по кулинарии.
Студия Чижова
Максим Рыбаков, проект-директор «Студии Чижова».
Прямо сейчас мы реализуем антикризисный план по переводу бизнеса текущих проектов из Фейсбук и Инстаграм во Вконтакте и Телеграм. За последнюю неделю число активных пользователей ВК увеличилось на 200-300к, поэтому сейчас лучшее время для того, чтобы туда заходить.
Тем не менее, Инстаграм также остается активной площадкой, которая даже без рекламы будет приносить продажи бизнесу за счет органики и рекламы у блогеров. Во всяком случае на 5 марта 2022, поэтому от Инсты пока отказываться никто не собирается, просто прорабатываем план «Б» и надеемся на светлое будущее.
Обувной бренд «BuruBeru»
Анна Сары, создательница бренда.
Коммуникация с клиентами моего магазина шла в основном через Инстаграм. Там мы анонсировали новые коллекции, размещали наши бомбические фотосессии, записывали на примерку в шоурум. Как только пошли слухи о том, что Инстаграм в России будет работать иначе, а может и вовсе будет заблокирован, мы оперативно создали канал в Телеграме, и начали активно просить аудиторию подписаться. Прямо сейчас я развиваю телегу, смс-рассылки по базе клиентов о поступлении новой коллекции. Позавчера зарегистрировалась в Тик-ток и начала заполнять ленту, а вчера его руководство приостановило новые публикации.
Новые реалии на моих клиентов никак не влияют, они хорошо реагируют, поддерживают, все понимают. В телегу много кто пришёл и подписался, мне там даже больше нравится сейчас, формат подачи можно вводить более интересный.
Но у меня затык в другом: по линии моей стратегии, я вот-вот должна была заходить в Москву с брендом (должна была в конце февраля, но товар из-за ситуации задерживают на границах) и планировала вливать большие средства на таргет в Инстаграм чтобы привлекать новых клиентов. Также у были меня договорённости с несколькими московскими блогерами на рекламу, но сейчас все это ушло в режим ожидания. Касательно бизнеса вообще не переживаю, знаю, что всегда что-то выдумаю и выкручусь. Планов никаких не строю, действую по ситуации.
Подытожим
Вконтакте может стать прекрасной заменой Инстаграм. В этой соцсети есть широкий функционал для рекламы и коммуникаций, можно выкладывать контент разных форматов (фото, видео, истории и короткие видео а-ля reels). Помимо этого уже видна миграция из Инстаграм во Вконтакте — число активных пользователей активно растет и сейчас самое лучшее время заходить в эту соцсеть.
В stories в Инстаграм блогеры публикуют ссылки на свои страницы в других социальных сетях. И если в начале прошлой недели лидировали ссылки на вновь созданные или уже существующие Телеграм-каналы, то к концу блогеры стали все увереннее зазывать во Вконтакте и даже Одноклассники:
В Инстаграм не будет работать только реклама, что безусловно скажется на темпах продвижения через эту соцсеть. Но органика остается, блогеры остаются. Поэтому маловероятно, что от Инстаграм многие откажутся, скорее временно будут генерировать лиды во Вконтакте и надеяться на светлое будущее.
Кризисная ситуация всегда застает врасплох. К тому, что случилось, никто из нас не мог подготовиться, приходится действовать по ситуации. Кто-то прямо сейчас старается систематизировать информацию и выстроить стратегию, кто-то просто отвечает на вызовы, кто-то принимает радикальные решения. Верного ответа, как обычно пишут под одним стикером в Инстаграм, нет. Есть вводные данные, которые мы используем, чтобы оставаться на плаву. Посмотрим, что из этого выйдет.