Новый логотип Ростелекома: распил, плагиат или огонь
Почему компании делают редизайн
Отстранимся: зачем компании вообще делают редизайн? В чем причины? По нашему опыту, это несколько ситуаций:
1) Компания меняет направление, старый дизайн не подходит;
2) Компания выросла, и нужно привести все точки контакта с клиентом к единому стилю;
3) Прошло много лет, и дизайн компании устарел.
Редизайном починили внутреннее позиционирование и внешнее содержание много известных брендов. Например, Эппл.
Был сложный логотип в гравюрном стиле, который со временем вообще перестал иметь что-то общее с высокотехнологичной компанией:
Поменяли. Ушли неправильные ассоциации, стали производить другое впечатление. Если бы оставили все, как есть, то со временем бы выглядело нелепо:
Или, например, Нокиа — делали много разных штук: и туалетную бумагу, и одежду, в итоге остановились на технике.
Опять же, старый лого не отражал то, с чем себя ассоциировала компания. Понадобился ребрендинг и редизайн в том числе:
Хотя бывает, что компании не меняют ничего, например — Шелл.
В далеком прошлом владелец торговал ракушками, но когда стали заниматься нефтью и газом, то ничего не изменили:
В этом тоже есть смысл, так можно показать преемственность, историю компании — это интересно.
Что сделал Ростелеком
Ростелеком сосредоточился на будущем, старый символ больше не подходит. Вот, что говорит представитель компании:
Хотим быть не телефонной компанией с ухом на логотипе, а подчеркнуть статус цифровой компании. Лента символизирует технологии, мы складываем две стороны ленты и делаем технологии, цифровой доступ ближе к тому, что нужно клиенту.
Несоответствие внутреннего и внешнего — хотят, чтобы воспринимали, как цифровую, технологичную компанию, а в логотипе — ухо.
В этом и стояла задача Ростелекома: поменять старую одежду потому, что в ней стало некомфортно, захотелось производить другое впечатление — технологичное, более свежее, молодежное.
С этой точки зрения, похоже, что задача решена. Если говорить про графику, то она нормальная: простой значок, фирменные цвета, шрифты, иллюстрации.
Смущает то, что используется слишком много фирменных цветов, даже в знаке:
Это может помешать узнаваемости, лучше бы было оставить один-два цвета — как основные.
Распил или нет
Еще один повод для споров: куда потратили 35 миллионов? Неужели знак, который можно нарисовать за 2 минуты в иллюстраторе, стоит таких денег?
Все сразу считают, что эти деньги были потрачены только на лого, но это не так. В эту сумму входит разработка лого, шрифта, цветов, иллюстраций, макетов всех вывесок, баннеров, буклетов, скорее всего, и оформление помещений тоже.
Кроме того, наверняка в эту сумму входит изготовление вывесок и остальных материалов. Вот эта статья на Составе похожа на пруф.
Но в СМИ всегда подается информация таким образом, что остается ощущение, что только логотип стоил 35 миллионов:
Вывод
Первый: у редизайна есть объективная причина, а не только давайте распилим бабла на чем-то. Компания либо выросла, либо меняет направление, или уже много лет на рынке, поэтому внешняя упаковка устарела.
Второй: когда слышишь новость про логотип за ХХ миллионов, не верь. Скорее всего, туда входит и разработка множества носителей, подготовки к производству, а то и сменой их в реале.
По поводу Ростелекома: перед ними стояла задача выглядеть современнее и технологичнее, они сделали шаг в эту сторону, поэтому можно считать, что они молодцы.
И, кстати, редизайн часто воспринимается негативно, люди всегда спорят, обсуждают, что раньше было лучше:
Но, со временем, все привыкают, и уже нельзя представить, что раньше было по-другому. Всем пис!
PS: Главный офис Ростелекома. Совпадение?