Главное Авторские колонки Вакансии Образование
3 452 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Веб-дизайн в прошлом. Знакомьтесь, Zero UI

Может показаться, что бояться нечего и движение к минимализму в дизайне идет уже давно. Zero UI полностью меняет парадигму дизайна.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Шеф-дизайнер компании AIC Сергей Попков написал для рубрики Интерфейсы колонку о новой парадигме интерфейсов — Zero UI: откуда появился термин и к чему в конце концов придет нынешний веб-дизайн. …

Что такое Zero UI

Сам термин предложил Энди Гудман, дизайнер Fjord. Явление очень точно описывает фразой:

Дизайн Zero UI — это дизайн невидимых интерфейсов.

Когда мы говорим "дизайн" или "интерфейс" в контексте Zero UI, речь идет скорее не о веб-дизайне. А о дизайне в широком смысле слова: дизайне продукта, промышленном дизайне. Том самом, который переводится как "проектирование", подразумевает изобретательские компетенции у дизайнера, а не просто наличие навыка рисовать веб-интерфейсы.

Zero UI характеризуют две главные составляющие.

Первая составляющая Zero UI: отсутствие привычного графического интерфейса

Устройства, созданные людьми для повседневного пользования, прошли путь эволюции органов управления: рычаги, физические кнопки, машинный код, командная строка, графический интерфейс, тачскрин.

Последняя технология в свое время перевернула сознание дизайнеров и потребителей с ног на голову — теперь для взаимодействия с устройством нужно было на одного "посредника" меньше: в данном случае атавизмом стала мышь и клавиатура.

Но все эти интерфейсы продолжали говорить на языке машин, а не людей. Например, что предлагалось сделать человеку, чтобы лучше слышать звук из устройства:

  1. Подойти к устройству и повернуть ручку
  2. Взять контроллер и нажать на нем кнопку
  3. Взять контроллер и нажать на нарисованную кнопку
  4. Нажать на нарисованную кнопку на экране самого устройства
  5. Сделать естественный для человека жест: прислушаться

Графический интерфейс (GUI) остается таковым и на экране десктопа, и на тачскрине планшета. Его суть не меняется, как не происходит никаких радикальных сдвигов в плане удобства пользования.

Zero UI — самый естественный способ управлять устройством. Иными словами, это touchless tech, интерфейс без видимой части интерфейса. Из самых известных примеров таких интерфейсов: Microsoft Kinect и Apple Siri, управление жестами и голосом соответственно.

Вторая составляющая Zero UI: упреждающие технологии

Отсутствие визуальной части интерфейса — это только внешняя сторона Zero UI. Внутренняя сторона подразумевает, что часть действий совершается за пользователя, так как устройство "угадывает" его желания.

На самом деле, конечно, ни о какой магии речи не идет, всё вполне приземленно: Big Data, персонализация и машинное обучение.

Интеллектуальный термостат Google Nest запоминает распорядок дня жильцов дома, определяет, когда они уходят и приходят — чтобы автоматически регулировать подачу тепла. При этом у Nest есть и обычный тач-интерфейс для ручной настройки.

Предпосылки появления Zero UI

Краткий список основных технологий и тенденций в дизайне, которые в итоге сделали появление Zero UI неизбежным (в скобках примеры):

Технологии

  • Голосовое управление (Siri, Microsoft Cortana)
  • Управление жестами (Microsoft Kinect)
  • Управление микрожестами (Leap Motion)
  • Локализация лиц на фото и видео. Распознавание лиц, отпечатков пальцев
  • Беспроводная передача энергии
  • Определение точной геолокации пользователя (iBeacon) Интернет вещей (Google Nest)
  • VR и AR, виртуальная и дополненная реальность. Big Data, персонализация, машинное обучение

Суммируя:

появилась технологическая база для Zero UI, так как стало возможным управлять устройством без помощи контроллеров-посредников, а также использовать анализ данных для упреждающего действия интерфейсов.

Дизайн

  • Минимализм в интерфейсах
  • Унификация стилей веб-дизайна (material design: производители ОС диктуют стиль)
  • Сокращение вариативности, внешняя типизация интерфейсов
  • Популяризация готовых типовых решений (конструкторы сайтов, библиотеки иконок, нет необходимости много ресурсов тратить на графику)
  • Мультиплатформенный дизайн (единый интерфейс для разных носителей: сайт, приложение, терминал — требует разработки единого UI Kit)
  • Бесшовный опыт (пользователь может выбрать товар с планшета, продолжить покупку с рабочего ПК, а оповещения о доставке получать через push — при этом цепочка не прерывается, для пользователя это единый процесс)

Суммируя:

ценность дизайна как графического искусства снизилась за счет вытеснения ее типовыми качественными решениями. Ориентация на несколько платформ сразу заставила разрабатывать более продуманные дизайн-решения, ценность аналитики возросла.

Общую тенденцию в дизайне на сегодня можно описать так:

Обесценивание графической части дизайна вместе с одновременным ростом ценности проектирования интерфейса. Сильная пре-аналитика, концентрация на удобстве пользователя и использование технологических возможностей

Казалось бы, то же самое говорили много лет назад: когда вдруг в сфере веб-разработки появился термин "юзабилити", а потом UX. Однако по факту у большинства веб-продакшенов за этими словами не стояло ничего: дизайнеры создавали решения "из головы", глубокий научный подход и аналитика не были нужны, так как потребность клиента формулировалось просто: "хотим новый сайт".

Мы подобрались к теме веба

Как Zero UI влияет на веб-дизайн

Влияние парадигмы Zero UI на веб-дизайн — это, в первую очередь, не бесконтактное управление, а именно предиктивность в дизайне. Та часть, о которой мы упоминали ранее: большие данные, персонализация веб-сервиса под конкретного пользователя. Немного раскроем тему на примерах.

Смысл Zero UI в веб-дизайне — предугадать, что пользователь хочет сделать и переместить его сразу в середину пользовательского сценария.

Просто дизайн

  • Просто плеер предлагает выбрать музыку по жанрам, исполнителям или включить готовый плейлист.
  • Онлайн-журнал Секрет Фирмы не использует push-уведомления для доставки новых материалов. Чтобы получить информацию, пользователь должен совершить действие: зайти на сайт, найти рубрику, открыть новость.
  • Навигатор предлагает выбрать адрес назначения и только после этого показывает маршрут.

Дизайн по принципам Zero UI

  • Яндекс.Музыка анализирует прослушанные ранее треки, предпочтения людей с похожими вкусами и рекомендует композиции и исполнителей, которые с большой вероятностью понравятся пользователю.
  • Онлайн-журнал Slon Magazine присылает push-уведомления в браузер с анонсами самых важных новостей. Происходит "пассивное" потребление информации без дополнительных действий пользователя и даже при закрытом сайте.
  • Навигатор автоматически определяет, что водитель, скорее всего, сейчас поедет с работы домой: сам прокладывает маршрут и сообщает, сколько времени займет дорога с учетом пробок.

Можно было бы приводить примеры очень долго и из самых разных отраслей: приложения-навигаторы, онлайн-магазины, сервисы заказа такси и доставки.

Веб-сервисы, отвечающие принципам Zero UI выполняют часть пользовательских сценариев "про себя" — это делает процесс взаимодействия с ними быстрым, удобным и в итоге существенно повышает лояльность клиентов: пересаживаться на веб-сервис с "ручным управлением" после них не хочется

А что потом?

Строить прогнозы — штука неблагодарная, они почти никогда не сбываются. Одно очевидно: Zero UI сегодня выглядит наиболее логичным решением всех наболевших проблем в проектировании интерфейсов. Да и просто данью современному ритму жизни: когда секунды производительности заставляют отказаться от пользования сервисом.

Одними интерфейсами дело не ограничится: стоит ожидать, что названные технологические предпосылки будут находить всё более широкое применение в digital-кампаниях. Сегодня полноценная digital-кампания — это уже не "сайт + промо-приложение + продвижение", бизнес идет к осознанию ценности самого сервиса, а это значит — к трансформации бизнес-процессов. Zero UI — тренд, меняющий сам подход к дизайну. Теперь гипотезы основываются не на опыте конкретного человека и его предположениях, в основе — точные бизнес-показатели, аналитика, постоянное тестирование этих гипотез. Дизайн становится самообучающимся механизмом, а дизайн-команда — прежде всего аналитической командой, меняющей процесс дизайна и процессы самого бизнеса.

Чтобы дать пользователям сервис, откалиброванный специально под них. С персонализацией и по канонам Zero UI.

Источник

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем