редакции Выбор
Как мы увеличили трафик в 30 раз и помогли выйти на бурж без бюджета
Давным-давно — в далекой-далекой галактике, — когда еще никто не предсказывал пандемию и сливы факторов ранжирования в «Яндекс», а наше digital-агентство LZ.Media было очень молодым и насчитывало буквально двух сотрудников, к нам обратилась компания Appbooster. Если вы когда-нибудь интересовались мобайл-маркетингом, то наверняка слышали о ней.
К моменту нашего сотрудничества (декабрь 2017 года) Appbooster уже имел солидный опыт в продвижении мобильных приложений: компания существует с 2013 года. Однако, оказалось, что у них есть проблемы с продвижением собственного сайта. За увеличением входящего трафика Appbooster и пришел к нам. К сожалению для читателей, по соглашению с нашими заказчиками мы не можем указывать точные цифры посещаемости, поэтому будем далее апеллировать к относительным и процентным показателям.
Не трогай, это на Новый год: бизнес-задачи VS продвижение
Как правильные сеошники (и вчерашние студенты-отличники), мы начали работать над задачей по классическому сценарию: собрали семантическое ядро и разработали для сайта Appbooster новую структуру. Действуя в логике «больше страниц — больше трафика», мы предложили добавить свежие позиции в меню услуг: сделать отдельные посадочные для мобильных приложений на Android и iOS. Как говорится, план-капкан, надёжный, как швейцарские часы. Довольные собой, мы собрались на новый созвон с клиентом.
Сюрприз (аккурат под елочку) пришел, откуда не ждали. Выяснилось, что вмешиваться в дизайн сайта нам никто не разрешал. Команда Appbooster справедливо заметила, что они не просто компания, а бренд, поскольку речь идет не только об оказании услуг, но и о конкретном продукте — автоматизированной платформе по продвижению мобайл-приложений. А если есть продукт, то есть и выстроенный вокруг него имидж, связанный и с сайтом в том числе. К тому же над каждой страницей сайта вдумчиво потрудился дизайнер. Был разработан концепт, согласованы детали, и менять всё это наши заказчики не были готовы, даже в угоду классных SEO-результатов.
Мы собрали всю свою семантику в кулак и ушли. Но не в закат, а брейнстормить, что делать дальше. Тогда мы решили сосредоточиться на технической работе с сайтом. Дело в том, что у проекта Appbooster было два сайта (.ru и .com). При этом сайт на втором домене не был заточен только под иностранный трафик: там тоже был русскоязычный контент. По сути существовало два сайта-близнеца, «ворующих» друг у друга посетителей.
Концептуальный вопрос был решен просто: мы оставили .com, чтобы в будущем спокойно работать с двумя языковыми версиями. А тот англоязычный контент, который уже присутствовал на сайте, мы сложили в языковую подпапку /en/.
Также мы промаркировали локализованные страницы для поисковиков с помощью атрибута hreflang. Параллельно с этим мы решили сделать предложенные нами новые страницы, но «спрятать» их в блог. За всю эту работу нас следовало бы похвалить, если бы не одно «но». Appbooster ушел от нас.
Вернись, я всё прощу: почему не стоит сразу уходить от SEO-оптимизации
К началу февраля 2018-ого наше сотрудничество с Appbooster приостановилось. Было грустно, поскольку отсутствие показательных результатов на тот момент не было чисто нашей виной.
Во-первых, в эту историю сразу вмешались долгие новогодние выходные, которые всегда понижают спрос на услуги. Во-вторых, если текстовая оптимизация и может дать эффект уже за 2-3 недели, то с технической всё сложнее: она проявляет себя только через 1-2 месяца, т. е. ведет себя как подарок, который родители вручили уже сейчас, но как будто бы на будущий праздник.
Собственно, спустя пару месяцев так всё и произошло: благодаря нашим изменениям трафик начал расти и увеличивался до самого лета. А мы кусали губы от обиды и зависти (шутка). К счастью, в Appbooster собралась адекватная команда: компания вернулась, когда сквозная аналитика показала, что канал SEO стал главным источником лидов.
Так мы и стали сотрудничать снова. С горящими глазами мы пришли на ближайший созвон, где выяснилось, что сделанные нами страницы придется удалить из блога — они слишком выделяются на общем фоне. «Может, уберем их в футер?» — робко спросили мы, всё ещё следуя SEO-логике. Но нам снова отказали...
Мы пойдем другим путем: как помог информационный контент
Перефразируя старую пословицу, на выдумки хитра не только голь, но и отчаявшиеся сеошники. Для нас этот кейс стал одним из первых, когда нужно было найти альтернативное решение задачи по росту коммерческой посещаемости, при этом уважая политику компании. Мы четко для себя определили, что в схватке между seo и бизнес-логикой должен побеждать здравый смысл.
Посовещавшись с заказчиками, мы решили сделать отдельный раздел на сайте, независимый от «Блога» и других существующих страниц. Эта чисто сеошная и потаенная (как шкафный портал в Нарнию) зона получила название «База знаний». Ссылку на нее мы прибили к футеру. Внутри этого раздела у нас были развязаны руки: можно было совмещать коммерческий и информационный контент, создавая любые страницы под нужные запросы.
Наши сеошники и контент-маркетологи Appbooster потрудились на славу: в апреле 2019 года число посетителей на сайте выросло в 2,5 раза. И график посещаемости продолжал расти. Это создало нам иллюзию успеха на весну, но уже в мае появилась новая задачка от заказчиков: оказалось, что трафик через «Базу знаний» льется, в основном, за счет выдачи Google, в то время как трафик в «Яндекс» явно оставляет желать лучшего. Была поставлена амбициозная цель: удвоить посещаемость из отечественного поиска в два раза за пару месяцев.
Для сеошников, естественно, не секрет, что выдача по одному и тому же запросу в Google и «Яндекс» чаще всего разная. В нашем случае «Яндекс» отдавал предпочтение информационных лонгридам, тогда как в Google (во многом за счет репутации домена .com) нам удавалось держаться в топе даже с небольшими блоговыми статьями.
В этой ситуации мы решили сделать упор на контент, но не только. Мы пересмотрели страницы в «Базе знаний» и расширили их, а параллельно с этим поработали над кликабельностью по запросам в «Яндекс», собранным через Wordstat и Яндекс.Вебмастер. Благодаря этому отечественный трафик вырос в два раза и не собирался останавливаться.
Приключения в стране Google: как попасть в featured snippets и занять несколько мест в выдаче
Пока мы налаживали продвижение в «Яндекс», Google не упустил возможность «отомстить» за недостаток внимания. На дворе стояла осень 2019-ого: в сентябре появился новый поисковый алгоритм BERT и сайт Appbooster упал, в среднем, на 3-10 позиций по разным запросам. Итогом стало падение трафика из Google примерно в 1,5 раза.
Обновления Google были связаны со стремлением поисковика показывать только самую актуальную информацию. И мы вовремя обнаружили, что «База знаний» успела устареть: статьи в ней датировались прошлым годом.
Тогда мы, во-первых, внесли в материалы свежие данные по 2019-2020 гг., а во-вторых, сделали красивые сниппеты. Также мы мониторили, какие тексты попадают обычно в featured snippets, и делали отдельные статьи с более расширенным и экспертным контентом, добавляя новые даты, ключи и даже смайлы.
Стратегия саней, подготовленных еще летом, принесла плоды: уже в апреле 2020-ого средняя позиция сайта в Google была десятой. Всего мы отслеживали 243 запроса, и в 173 случаях были в топ-5. Особенно приятно, что результаты были актуальны для всех регионов: по тематике Appbooster выдача геонезависима.
Как обходить информационные сайты в выдаче?
Когда заполняешь сайт заказчика не только коммерческим, но и блоговым контентом, надо быть готовым, что конкурировать в выдаче придется еще и с информационными площадками и медиа. Необходимость апдейта была очевидна, к тому же Appbooster как раз приступил к редизайну сайта. И пока их команда занималась переработкой страниц с услугами и обновляла стартовую, мы занялись «Базой знаний».
Первым нововведением от нас на этом этапе стало указание авторов у всех статей. Мы сделали им персональные страницы, чтобы Google со своими факторами E‑A-T меньше «ругался». Потом мы решили увеличить число материалов, добавив узкоспециализированные статьи по ASO (оптимизации мобайл-приложений). К контенту подтянули визуальную часть, а еще сделали коммерческие вставки для лидов.
Помня о ситуации с Google в конце 2019-ого, во всех статьях мы делали особый акцент на актуальности и обновлении тем. Это было важно для Appbooster ещё и с позиции самого рынка: за несколько последних лет в мобайл-продвижении появились новые инструменты и тенденции.
В целом в 2021 году на сайт пришло на 11% человек больше, чем в 2020-м, а к весне 2022-ого года наши позиции в Google укрепились еще сильнее. Отчасти этому способствовало отключение рекламы в поисковике — первые позиции в выдаче сразу забирали себе весь трафик.
Нашу работу с поисковиками в кейсе с Appbooster можно охарактеризовать фразой из «Простоквашино»: то лапы ломит, то хвост отваливается. Пока мы подтягивали выдачу в Google, позиции в «Яндекс» сами по себе не росли, и настала пора исправляться — подчищать те самые отваливающиеся хвосты, если так можно выразиться.
С конца 2021-ого и всю зиму 2022-ого мы работали над качественным контентом для «Яндекса». Это были бесконечные итерации для оптимизации статей и манипуляции с их длиной для попадания в топ. К нашей радости (и к радости Appbooster, разумеется) всё получилось: число попаданий в топ-10 по запросам о монетизации и продвижении мобильных приложений выросло на 20%.
Мистер «Гуглец»: льем бурж-трафик почти без бюджета
В 2022 году Appbooster задал нам новую цель: привлечь англоязычных клиентов. Сложность была в том, продвижение в бурж-сегменте предполагалось без закупки ссылок.
Обсудив все нереалистичные способы — от шаманских практик до прописывания тегов Keywords — мы приступили к действиям. Поскольку сферой нашей работы была «База знаний» (к тому моменту уже успевшая срастись с «Блогом», но всё ещё отлично приносящая лиды), было решено не изобретать велосипед и работать над информационными статьями. Мы оптимизировали иностранную версию сайта, тщательно собрав англоязычную семантику и сделав переводные материалы.
Дальше начался период охоты, то есть наблюдения. Мы следили, как в течение нескольких месяцев в англоязычном «Блоге» выстреливали отдельные статьи. Но, как говорится, каждый сеошник мечтает знать, где сидит клиент. Ну в смысле, откуда идут переходы. Поэтому мы собрали данные с помощью Search Console, определили лидирующие (и лидообразующие!) запросы и сделали ещё несколько статей на английском с новым семантическим ядром.
Помогло ли это? Ответ: да. По некоторым англоязычным запросам мы были и остаемся первыми в «гугловской» выдаче. Новые статьи начали приводить сотни иностранных пользователей в неделю. Нам повезло: выдача в этой тематике на международном уровне тоже геонезависима. Так что англоязычный трафик на сайт пошел со всего мира.
Коротко об итогах
На своем опыте мы поняли, что блоговый раздел — это реальная помощь для сеошника, которому нельзя «засорять» сайт новыми страницами.
Информационные запросы могут вести пользователя на коммерческий контент, поскольку закрывают его смежные интенты. И наоборот: с коммерческими запросами можно работать в информационных статьях на своем сайте, показывая таким образом экспертность в теме.
Кроме того, практика показала, что налаживание бурж-трафика без бюджета на ссылки — дело небыстрое, но вполне реализуемое, даже в нынешних повсеместно кризисных условиях. Если вы планируете работать на англоязычный сегмент, закладывайте около полугода на то, чтобы собрать нужные и популярные запросы, а потом дождаться результатов от статей.
Ну и какой же кейс без конкретных цифр, поэтому ловите:
- Сейчас мы отслеживаем 416 запросов на русском языке, из них 357 находится в топ-10, а 274 — в топ-3 Google;
- В «Яндекс» показатели скромнее, но и там мы смогли выбить 255 запросов в топ-10, из которых 97 приходятся на топ-3;
- Общий поисковый трафик увеличился в 31 раз;
- Поисковый трафик англоязычной версии сайта увеличился в 87 раз.
Кстати, наше сотрудничество с Appbooster продолжается до сих пор. В планах — окончательно поправить отставание по позициям в «Яндекс», невзирая на то, что технологические темы там вообще заходят хуже. Так что, возможно, ждите апдейт кейса.