Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
81 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

SEO-эксперимент: нужны ли сейчас мета-теги keywords?

Тег keywords использовался в SEO-прошлом для указания ключей, связанных со страницей. Сегодня этот атавизм принимают как данность (наряду с удалением host из сайтмепа). Но может, от кейвордс всё-таки есть польза? Агентство LZ.Media решило расставить точки над I и понять, заслуживает ли тег новой SEO-жизни.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Весной 2024-ого года команда LZ.Media решила посмотреть, влияет ли правильное заполнение кейвордс на позиции и трафик запросов у тех страниц сайтов, где тега в принципе нет или не было много лет.

Для этого мы взяли N-ное количество проектов (у нас вышло 13 — чертова SEO-дюжина) и отобрали у каждого по 3 страницы, где давно не менялся и не планирует меняться контент. То есть работать предстояло с неприоритетными и несезонными страницами: так честнее и безопаснее. После этого нужно было подобрать для страниц запросы и составить keywords на их основе. Мы формулировали keywords с учетом нескольких возможных методов:

  1. Метод «с запятыми»: пластиковые окна, заказать пластиковые окна, купить пластиковые окна;
  2. Метод «с пробелами»: пластиковые окна заказать купить;
  3. Смешанный метод: пластиковые окна, заказать, купить.

После этого остается проставить эти теги, отправить страницы на переобход, а запросы загрузить в сборщик по региону проекта. В качестве поисковой системы, что логично, исследовался только «Яндекс». Обновлять позиции решили в течение месяца, 2-3 раза в неделю.

Процесс эксперимента

Мы приступили к эксперименту с учетом намеченного плана: среди выбранных проектов, к слову, был и наш собственный сайт. Отобранные страницы получились, в основном, новогодние или те, которые в ближайшее время не планировали трогать наши специалисты. Составлять сами теги кейвордс было интересно: SEO-специалисты LZ.Media ещё не занимались таким раньше. Эх, а ведь олды помнят!

Так выглядел наш процесс составления keywords по разным методикам

Первые проблемы появились при постановке мета-тегов. На «Тильде» их размещать легко (для всех страниц есть отдельное поле), а вот на «Битриксе» не на все страницы можно установить тег именно в админке. Мета-теги для большого кол-ва страниц ставятся через FTP. На одном из проектов у нас также стояли шаблоны для заполнения мета-тегов. Эксперимент был еще и в том, чтобы их убрать. Сделать этого не получилось: нужна была помощь разработчика — изменения в админке не применились.

Огромным открытием для нашей команды была сложность с постановкой keywords на WordPress. Оказалось, что через плагин yoast seo сейчас невозможно поставить тег кейвордс, даже через платную версию плагина. Пришлось устанавливать отдельный плагин, который выводит кейвордс. Это было рискованно: плагин совсем не популярный в WP-каталоге. Плюс он позволял поставить keywords не на всех страницах, а только на шаблонах услуг. Часто у проектов есть доп. категории, которые по сути тоже являются страницами услуг, но на них поставить теги, в результате, не удалось.

Как вы можете догадаться, у нас ушло немало ресурсов, чтобы понять, где и как можно установить тег. Пришлось несколько раз сменять отобранные проекты, а внутри проекта — отобранные страницы. Пару раз работа была сделана зря и время потрачено впустую. Но в итоге задачу завершили, запросы отправили на отслеживание позиций, а страницы — на переобход. И вот, что мы увидели через месяц.

Результаты эксперимента

При подведении итогов мы оформили таблицу по всем исследуемым страницам. Учитывались следующие данные:

  1. Что стало с позициями в общем: топ-10-30-50 по проекту и по каждой странице отдельно (падение, рост, стагнация);
  2. Изменения позиций по каждому типу keywords;
  3. Что стало с трафиком (сравнивались февраль и март);
  4. Когда изменились позиции;
  5. Были ли проблемы с каннибализацией;
  6. Что было с ранжированием по запросу в течение всего эксперимента.

Сейчас расскажем о каждом из этих пунктов.

Позиции по страницам

Если смотреть по общим показателям конкретных страниц в отдельности, то больший процент составило падение позиций (46%). Потом идет стагнация (36%) и только потом рост (18%).

  1. Keywords с пробелами составили половину всех падений (23%).
  2. На долю смешанных keywords пришлась почти половина стагнации (15%).
  3. Keywords с запятыми набрали поровну в росте/падении/стагнации (4/4/5). Но если смотреть шкалу роста, то эти теги набирают в ней наибольший процент (10%).


Из всего этого напрашивается вывод, что текст без пробелов может восприниматься как переспам несвязными словами, идущими друг за другом. Возможно, имеет смысл ставить в тег совсем мало слов (одно-два), чтобы не было переспама. Например, вставлять основную ключевую фразу, под которую идет продвижение, и использовать текст как простой тег < p >.

Общие показатели позиций в топе

Здесь рассматривались данные каждого проекта полностью, то есть по всем запросам, по которым были изменения. Мы изучали разницу позиций в топ-10-30-50 с момента старта эксперимента и до последнего дня замера данных.

Внутри проектов данные отличаются от тех, что в позициях по каждой странице отдельно.

  1. Больший процент у стагнации — 38%. Не забываем, что к стагнации также относились страницы, у которых были одновременно и падение, и рост (иногда больше первое, чем второе).
  2. Немного отстает рост — 36%, а у показателя падения последнее место — 26%.
  3. По типам keywords наибольший рост показали те, что с запятыми (43%). У роста keywords с пробелами тоже хороший показатель (36%).
  4. Стагнация наиболее выражена у смешанного типа (47%).


Эти показатели были собраны для сравнения и формирования общей картины о влиянии кейвордс на проект в целом. Здесь сложно сделать конкретные выводы, так как предыдущие данные по методу сбора наиболее точны (собирались по каждой странице отдельно), поэтому нельзя сказать, что риск падения мал. Но в рамках других страниц и запросов по одному проекту показатели могут выравнивать друг друга.

Когда изменились позиции

Ключевые изменения, которые в итоге так и остались на страницах, произошли через неделю-две. Об этом говорит показатель в 36% по каждой странице проекта (неделя, две недели). В некоторых случаях были положительные изменения через 1-3 дня, но в итоге всё падало (Наташа, мы всё уронили!) и ситуация становилась хуже прежней.

Интересные моменты

Во-первых, если все запросы по странице были за пределами топ-100, то чаще всего они там и оставались. Во-вторых, на трафик keywords влияния не оказал, но точно отследить это в рамках эксперимента оказалось невозможно, так как повлияла (не)сезонность: выбранные нами новогодние страницы мало кто ищет весной.

Что еще было замечено нами (данные представлены в общем виде)?

  1. У питерского сайта одного event-агентства для страницы «Корпоратив на природе» запрос «корпоратив на свежем воздухе зимой» каннибализировался на московскую страницу (есть подпапка) с таким же интентом. К концу эксперимента запрос встал на нужную страницу и по нему выросли позиции. Тип keywords при этом был смешанный.
  2. Для страницы «Geely Monjaro» (сайт автодилера) в сборщик были добавлены все запросы по странице, но в кейвордс не ставились ключевые слова «купить, самара». Запросы с этими ключевыми словами остались стабильны, остальное показало негативную динамику. Тип keywords при этом — смешанный.
  3. У страницы «Онлайн-конференции под ключ» (event-сайт) по запросу «онлайн-конференция под ключ» сначала ранжировалась страница онлайн-мероприятий. На следующий день стала нужная (так и осталась). Позиции только по этому запросу значительно улучшились. По остальным — остались такие же. Но что еще интересно: упали запросы с вхождением «цена/стоимость». Тип keywords при этом — с пробелами.
  4. У страницы нашего сайта https://lz.media/seo-audit подросли запросы с ключевым словом «аудит сайта». Один запрос даже попал из топ-100 в топ-20. Тип проставленных keywords — с пробелами.


  1. У страницы «Блестящее шоу» (сайт event-компании) по запросу «блестящее шоу» в выдаче была страница детских выпускных (тоже «Блестящее шоу»), но после проставления кейвордс стала показываться нужная страница. Тип используемых keywords — с пробелами.
  2. На сайте центра помощи бизнесу была каннибализация выбранной страницы с тематической статьей (и даже похожим урлом). Этот недочет сеошный: там действительно схожая оптимизация. Была проведена попытка изменить ранжированную страницу посредством проставления кейвордс, но ничего не вышло: у этого действия слишком мало влияния. Используемый тип keywords — с запятыми.
  3. Со страницей «Новогодний корпоратив» (event-сайт) происходила каннибализация: ранжировалась страница простого корпоратива. Кейвордс ставили на нужную страницу, но ничего не изменилось. Тип keywords — с запятыми.
  4. Наша страница https://lz.media/sozdanie-internet-magazina по запросу «разработка интернет магазина» попал в топ-10 из топ-100. Тип keywords — с запятыми.


Подведение итогов

Эксперимент показал, что проставление keywords дало больше отрицательной динамики, чем хотелось бы. При этом SEO-специалистам точно не стоит использовать тип keywords «с пробелами», так как это может восприниматься поисковиком как бессвязные текстовые фрагменты. Зато можно применять keywords точечно (не больше 1-2 слов), следя за тем, чтобы на странице не было переспама этими ключевыми словами.

Положительную динамику после добавления мета-тега можно получить в течение недели. Но потом, скорее всего, вы получите откат. Такую хитрость можно пробовать, только если сезон пикового спроса уже близко и вы хотите повлиять на выдачу. Но это может сыграть и не на руку, поэтому предположение спорное: не воспринимайте его как рекомендацию. В то же время, как показал эксперимент, keywords иногда можно использовать как дополнительный метод борьбы с каннибализацией страниц.

К сожалению, в современных реалиях кейвордс забирает много времени и сил. Полученные от этого тега изменения могут не стоить затраченных ресурсов. Наш совет: лучше заняться старой-доброй проработкой страниц и улучшением контента. Ну или обратиться к тем, кто сделает это за вас :)

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем