Главное Авторские колонки Вакансии Образование
476 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Лес без рук. Почему рынок труда в сфере общепита стагнирует

Общественное питание — сфера, которая всегда была одной из ключевых в мире бизнеса и обслуживания. Рестораны, кафе, бары и другие заведения не только удовлетворяют потребности в еде и напитках, но и создают уникальную атмосферу и впечатления для клиентов.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Однако в 2023 году ей пришлось столкнутся с серьезным вызовом — дефицитом кадров, поделились аналитики «Макси Стафф».

Одной из причин недостатка рабочих рук в отрасли стал ее быстрый рост. Перед COVID-19 ресторанный бизнес был в значительной степени стабилен, и, оправившись от него последним, за последние пару лет переживает настоящий бум, аналогичный буму технологических стартапов. Соответственно, спрос на персонал значительно возрос.

В 2017-2019 годы численность персонала отрасли общественного питания в России выросла на 3,7% и составляла 807,5 тыс. человек к концу периода, что вносило существенный вклад в экономику. Однако после пандемии и закрытия многих заведений сотни рабочих мест были утрачены. Сейчас, с постепенным восстановлением индустрии, спрос на рабочую силу возрос.

Но введенные против России санкции начинают отражаться на снижении платежеспособного спроса граждан, являющегося одним из драйверов роста сферы услуг. Новый кризис может привести к очередному сокращению доходов потребителей и девальвации российского рубля. Есть и другие поводы задуматься о развитии индустрии в ближайшем будущем.

Влияние миграции на рынок труда

По прогнозу Министерства труда, потребность в одних только трудовых мигрантах в России к 2030 году оценивается в 3,5 млн человек. Это на 400 тыс. больше, чем было в 2022-м. Влияние демографических и статистических факторов на рынок труда в сфере общепита нельзя переоценить. Снижение числа нерезидентов и интенсивности миграции оказывает непосредственное влияние на доступ к рабочей силе в данном секторе. Рынок характеризуется сверхволатильностью, что может ослаблять требования к квалификации работников.

Компетенции

Значительное число вакансий линейного персонала не требует серьезной квалификации или опыта. Однако найти кандидатов с нужными навыками и хорошей трудовой этикой по-прежнему может быть непросто, так как в данной области отсутствуют соответствующие учебные программы. Оценка качества персонала проводится в основном по таким критериям как: опрятный внешний вид, соблюдение дресс-кода и наличие формы, владение русским языком.

Текучка

Многие должности линейного персонала, такие как кассиры, мойщики посуды, помощники поваров, представители службы поддержки клиентов — к сожалению, отличаются высокой текучестью. Сотрудники, занимающие эти должности, часто увольняются по разным причинам, что создает постоянную проблему с поиском и удержанием новых сотрудников.

Чаще всего работники общепита сталкиваются с низкой заработной платой, неопределенными графиками и недостаточными бенефитами. Разница в заработной плате между различными профессиями в сфере общепита может быть значительной. Например, официанты, работающие на чаевые, могут зарабатывать значительно больше, чем кассиры. Низкие зарплаты часто встречаются среди персонала в этой сфере, и более половины откликающихся на вакансии указывают на этот факт.

Сезонность

Общепит сильно подвержен сезонным колебаниям, особенно в летние месяцы и во время отпусков. Многие сотрудники могут временно покидать город на отпуск, что усиливает отток рабочей силы.

Как же все-таки привлечь и удержать персонал?

Многие рестораторы начинают рассматривать альтернативные источники персонала. Приглашение новых сотрудников из дружественных стран, например, таких как Беларусь и Киргизия, может стать решением, а также расширение географии поиска персонала в сторону КНДР.

Для преодоления дефицита кадров игроки рынка начинают активно применять точечный подбор персонала, более осознанный и персонализированный. Этот процесс не ограничивается перепиской, а также включает личные встречи и диалог с потенциальными сотрудниками, сбор обратной связи о том, почему они хотят выбрать именно эту компанию.

Реферальные программы также становятся популярным инструментом для удержания квалифицированных сотрудников. Работники, которые продемонстрировали высокую эффективность и проявили себя, могут участвовать в таких программах, что может включать в себя увеличение ставок на определенные смены и систему премирования.

В свою очередь, аутсорсинг позволяет сократить операционные затраты на управление персоналом, такие как заработная плата, социальные выплаты, страхование, обучение и развитие. Компании, специализирующиеся на аутсорсинге, могут предоставить квалифицированных сотрудников по более низкой стоимости, чем содержать собственный штат.

Тренд 2023 года — дефицит кадров в сфере общепита, вызванный различными факторами, включая миграцию, текучку и сложным положением с платежеспособностью клиентов. Для решения этой проблемы компании применяют различные стратегии, включая альтернативные источники персонала, точечный подбор, реферальные программы, аутсорсинг. Эти меры не панацея, однако их применение (или, возможно, даже комбинирование) позволят ресторанам и кафе привлекать и удерживать работников.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем