Когда коммерческое предложение вводит в заблуждение
Нужно встречаться и разговаривать
Предполагаем, что рассматривая коммерческие предложения, вы можете выбирать:
- по цене
- по прогнозам, объему работ
- по технологиям
которые у всех почти одинаковые, но не попробовав сложно понять, насколько качественно применяются
- самый простой вариант — отдельные стандартизированные услуги
- по обещаниям, гарантиям, примерам работ
большое семантическое ядро, гарантия заявок, опыт в вашей тематике — неизвестно, какую пользу принесут бизнесу
- кому передать ответственность за продажи: с нас деньги, с вас продажи
такого не бывает
Сравните с покупкой автомобиля: вам сообщают цену, обещают высокую мощность, устойчивость, управляемость и безопасность. Называют впечатляющие цифры по расходу топлива, скорости разгона до сотни. Рассказывают, как похожий на вас человек ездит на авто уже год. Купите? Возможно для себя, а для бизнеса? А подобного же уровня денежные и временные вложения в маркетинг оцениваются по одному-двум листам КП.
Взгляд скользит по привычным определениям с бизнес-тренингов и университетских лекций:
Маркетинг — это удовлетворение потребностей [...]
Не юзабилити сайта, не трафик, не реклама и лиды, а как неудовлетворенная потребность превращается в прибыль. Определение настолько расплывчатое и всеохватывающее именно потому что маркетинг работает сложнее, чем запустить лендинг и налить на него трафика.
Хотя для многих продуктов это и решит определенную задачу
Главное не цена, а окупаемость
Вариант выбираем подрядчика из средней ценовой категории, но с самой низкой ценой не сработает: в конкуренции по цене всегда выиграет конвейерное агентство, либо тот, у кого максимально стандартизированые услуги. Мы уже писали о таких подрядчиках — их подход оправдан для бизнеса с простым популярным продуктом и большим сформированным спросом.
В конце-концов, основная себестоимость агентства — это люди. Выбирая низкую цену, вы либо понижаете им зарплату, либо нагружаете их дополнительными проектами. Ни в том, ни в другом случае, качество не становится лучше.
Низкую цену также предлагают агентства, нацеленные на быстрое заключение договора. В них клиенты приходят часто, проекты по нескольку штук за день раздаются ограниченному числу сотрудников, которые в итоге делят своё рабочее время между 30-60 проектами в месяц. А через месяц-два клиент замечает, что с бизнесом не работают, и ищет гарантий от следующего агентства.
Вообще, категории дорого и дёшево не связаны с эффективностью, продажами и результатом. Сайт может быть дорогим, и окупиться через месяц, а может быть дешёвым и не окупиться никогда.
Хороший ли специалист запрашивает вознаграждение в 12-20 тысяч рублей в месяц? А 150-180 тысяч? — Неизвестно. Со вторым риск ошибиться кажется ниже, но и его работа вполне может не окупиться.
Ответственность за продажи по-прежнему на вас
Рабочая схема с нас деньги, с вас продажи невозможна, потому что главная ценность бизнеса — прибыль с продаж — отдаётся на сторону. Пропади такой эффективный подрядчик и бизнес потеряет самое главное.
Не бывает исполнителей, готовых взять ответственность за продажи с первого дня.
Но есть промежуточные схемы со множеством ограничений: либо бюджет от полумиллиона рублей в месяц (CPA-сети), либо договор от года и совместное развитие продукта (комплексные агентства), либо процент с продажи не с первого месяца, а только когда агентство понимает, что продукт продается на рынке и заказчик готов развиваться.
Привычные критерии не работают
Не доверяйте:
Гарантиям результата. Повторим, что ни одно зарекомендовавшее себя агентство не даст гарантии без предварительной работы. Гарантия не доказывает профессионализм, а скорее показывает, что агентство не заработало репутацию, но хочет заполучить заказчика, однажды обжегшегося на работе с нечестным подрядчиком.
Аналитике, если агентство пообещало её в рекламе, а затем предлагает присылать ежемесячные отчёты по работе рекламы. Чтобы выстроить аналитику по продажам нужны коллтрекинг, связь с CRM и хотя бы сырые данные по продажам в таблице Excel. И хорошо если статистически достоверные результаты появятся на второй месяц работы.
Отзывам. Их общий смысл нам понравилось, чаще всего они не содержат конкретики. Почитайте отзывы о нашем агентстве — они практически не содержат цифр. Большинство подрядчиков публикуют цифры в подробных кейсах, но некоторые считают отзыв достаточным доказательством качества.
Отзыв пригодится, чтобы связаться с маркетологом или руководителем компании, оставившей его, и лично спросить, как агентство повлияло на продажи. Иногда они сами не будут знать результата: вы услышите вроде стало лучше — вероятно, агентство не настроило аналитику, подавало запутанные отчёты или отчитывалось по синтетическим показателям.
Не доверяйте cинтетическим показателям. CTR и цена клика очень далеки от результата. Но и цена конверсии, конверсия сайта/лендинга, иногда даже ROI вполне могут оказаться синтетическими — если агентству легко представить их так, чтобы они выглядели выгодно.
Например, заголовок нашей статьи Как увеличить трафик из поиска в 26 раз за полгода оперирует именно таким показателем, на самом деле не очень важным. В тексте есть не такая впечатляющая, но уже имеющая значение для бизнеса цифра — опережение сайтов-конкурентов по трафику в пять раз.
Вместо показателей спросите про деньги: как красивый показатель превращается в выгоду для бизнеса — это важно вам, а не агентству.
Специалисты в офисе Выбор агентства работать со штатными сотрудниками или привлекать фрилансеров может быть чем угодно — от снижения нагрузки на сотрудников, попытки удержать высококлассных специалистов, отптимизации затрат на аренду офиса до непрофессионализма и экономии в ущерб результату. Но никогда не будет доказательством — хорошее это агентство или нет.
Например, IT-Agency годами работало из офиса на Бали.
И похожее, заказчик может контактировать со всей командой. Возможно, и команду обычно никто не прячет. Но мы связываем заказчика с одним менеджером, через которого идёт коммуникация с командой. Этому есть две причины: во-первых специалист не всегда умеет простыми словами объяснить какой-то нюанс, а во-вторых он должен настраивать рекламу, разрабатывать сайт, собирать семантическое ядро, а заказчик планирует регулярно занимать его (дорогое) время нецелевым образом.
Невозможно быстро и по одному только коммерческому предложению подобрать себе подрядчика.
Почему так происходит
Бывает, заказчик несерьезно выбирает агентство — как поставщика сырья (лидов), от услуг которого в любой момент можно отказаться.
Маркетинг — это очень персональная сфера, в которой многое зависит от людей. Агентства часто не берутся сотрудничать с заказчиком, который хочет посмотреть как пойдёт и уйти через пару месяцев.
Поиск агентства как покупка машины, квартиры или аренда офиса — подход должен быть таким же стратегическим.
Мы слишком привыкли оценивать инструмент или рекламный канал, а не стратегию. Раньше всё было наоборот:
Представьте рекламное агентство до-онлайнового периода: Купим три билборда на Тверской, снимем ролик на ТВ и будем показывать в течение месяца после вечерних новостей. Один бюджет подобного предложения заставил бы клиента задуматься об адекватности агентства, эффективности такой рекламы и начать обсуждать маркетинговую стратегию.
Благодаря относительной дешевизне digital-инструментов, современные заказчики спокойно или с энтузиазмом воспринимают предложение установить ловец лидов и запустить рекламу в РСЯ. В итоге фокус смещается на инструмент, а не общую картину, в которой он участвует.
Многие студии используют фишковый подход — предлагают использовать новые каналы, инструменты, продающие триггеры. Не потому что они отвечают маркетинговой стратегии, а потому некоторым помоглоили все сейчас так делают.
Так бизнесы вкладывются в дорогой редизайн сайта, социальные сети, programmatic-рекламу, всевозможные динамические инструменты, BigData, хотя это риск при сложно прогнозируемой окупаемости. В итоге фишковый подход без стратегии напоминает лечение экспериментальными лекарствами пациента с непонятным диагнозом. Тем не менее, разумно вкладывать часть бюджета в тестирование новых каналов.
Некоторые агентства делают плохой прогноз или рассчитывают на авось: появились заявки по приемлемой цене — отлично, работаем дальше; нет — у вас слишком низкий бюджет, у вас плохой сайт, у вас слабый продукт.
Часто эти претензии верны: сайт действительно не готов к приему трафика, бюджета в 10 тысяч не хватит и для трёх заявок на установку пластиковых окон в москве, а над конкурентными преимуществами продукта придётся крепко подумать. Но думать нужно было перед стартом рекламы, планировать стратегию.
Агентство, видящее картину в перспективе, иногда не соглашается на сотрудничество. По коммерческому предложению такие агентства выделить невозможно.
Что делать
- Встречаться с представителем лично
- В обсуждении помнить о целях бизнеса
- Обратить внимание, интересуется ли агентство вашими продажами
- Строить отношения в формате сотрудничества, а не заказчик-исполнитель.
- Если хотя бы одно агентство отказало — стоит провести аудит продукта и бизнес-процессов с точки зрения маркетинга, и начать развивать их
- Оценивать работу по соответствию стратегии и прогнозов реальным результатам в динамике, например, каждый месяц.