Главное Авторские колонки Вакансии Образование
233 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Регистрация торгового знака — что важно знать предпринимателю

Опираясь на свой опыт, в этой статье мы поделимся с вами полезными сведениями о регистрации, проверке и защите товарного знака!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Что дает регистрация торгового знака

Она дает правовую защиту. Никто не будет иметь права пользоваться торговой маркой без вашего согласия. В случае, если кто-то продает товары под вашим знаком без вашего согласия, вы сможете официально выразить ему свои претензии.

Нередки случаи, когда компании получают ощутимые денежные компенсации за использование торгового знака — суммы доходят до 5 миллионов рублей. Также сумма компенсации может рассчитываться, исходя из двукратного размера стоимости товаров, на которых незаконно разместили товарный знак, или двукратного размера стоимости права использования товарного знака.

Иногда предприниматель хочет продать бизнес. Тогда наличие узнаваемой торговой марки повышает его стоимость. Знакомый целевой аудитории торговый знак — одно из проявлений бренда. А бренд заслуженно относят к нематериальным активам. Ведь он заработал определенную лояльность покупателей, вероятность покупки товаров с соответствующей маркировкой возрастает.

Торговую марку можно сдать в аренду. Без зарегистрированного торгового знака невозможно оформить франшизу, поскольку франчайзинг подразумевает не только передачу бизнес-модели, но и делегирование права использования торгового знака. А вы не можете передать право на то, что по закону вам не принадлежит.

Кроме того, сам факт регистрации торгового знака добавляет бизнесу респектабельности. Становится очевидно, что это не фирма-однодневка. Соответственно, повышается доверие к компании.

Резюмируем: регистрация ТМ дает правовую защиту и создает бизнес-актив.

Чем опасно отсутствие зарегистрированной ТМ

Многие предприниматели не заморачиваются своевременной регистрацией торговой марки, а потом хватаются за голову.

Первая распространенная ситуация — своеобразный рейдерский захват домена.

Скажем, зарегистрировал предприниматель несколько лет назад домен, вкладывает серьезные деньги в seo-продвижение сайта и рекламу. Со временем удается добиться узнаваемости. Название компании, составляющей части бренда, превращается в самоценный актив. И тут появляются проходимцы, которые через суд отбирают домен у его законного владельца!

Как это происходит? А очень просто — они регистрируют торговую марку с таким же названием. А потом через суд добиваются передачи им соответствующего домена. Рассчитывать на гуманный суд не приходится. Никого не волнует, что домен зарегистрирован на 10 лет раньше и в «раскрутку» этого имени вложены миллионы рублей. В странах с развитым, укоренившимся капитализмом такое встречается реже, а у нас эти нюансы до сих пор еще не урегулированы до конца.

Вторая ситуация — лица, пользующиеся вашим торговым знаком, подрывают репутацию вашей компании. Предъявить им вы ничего не можете, раз торговый знак вам не принадлежит. Они это понимают и стараются выкачать максимум из использования вашего бренда. В отличие от вас у них нет мотивации дорожить именем и следить за качеством продукции ради доверия пользователей на долгосроке. Они будут стараться продать как можно больше продукции или услуг, «пока берут». А потом, когда ваша деловая репутация будет испорчена и продажи упадут, они найдут себе другого «донора»

Ну и наконец, непросто быть игроком в серьезном бизнесе без зарегистрированной торговой марки. Когда речь идет о солидных клиентах, контрактах на большие суммы, начинается разносторонняя проверка контрагентов. Некоторых особо вдумчивых деловых партнеров очень даже интересует, значимы ли для вас репутационные риски.

Поэтому, если вы намерены долгосрочно развивать свой бренд, вкладывая в него силы и время, обязательно зарегистрируйте торговую марку!

Как проверить регистрацию торговой марки

По-хорошему, проверить регистрацию торговой марки нужно еще на стадии нейминга и разработки логотипа. От наличия и глубины такой проверки и зависит, в том числе, стоимость соответствующих услуг.

На практике получается, что многие предприниматели не уделяют этому своевременного внимания. Они заказывают наименование и логотип у какого-нибудь любителя за пару тысяч рублей. Естественно, что в низовом ценовом сегменте глубокой проверкой на занятость никто не заморачивается.

Самостоятельно проверить регистрацию торговой марки можно с помощью онлайн-ресурсов наподобие:

Однако, важно понимать, что это довольно однобокая и поверхностная проверка. Кроме того, бесплатно вы можете проверить только уже зарегистрированные торговые марки.

Можно проверить и торговые знаки, которые находятся в процессе регистрации, но это уже потребует капиталовложений.

Проверьте торговую марку, прежде чем инвестировать в нее. Так вы сможете обезопасить себя от ситуации, когда напрасно израсходуете уйму денег и сил.

Когда и где регистрировать торговую марку

За регистрацию торговых марок в нашей стране отвечает Федеральный институт промышленной собственности, подконтрольный Роспатенту (Федеральной службе по защите интеллектуальной собственности). На его сайте вы сможете найти список документов и порядок необходимых действий.

Подавать документы самим или обратиться к посредникам, так называемым патентным поверенным, решайте сами. Тут уж либо обратитесь к профессионалам, либо потратите некоторое время. Стоимость услуг квалифицированных патентных поверенных начинается с 20 тысяч рублей.

Существует 45 классов МКТУ (Международной классификации товаров и услуг). C 1-го по 34-й посвящены товарам, а с 35-го по 45-й — услугам. Вам надо изначально правильно определить, в каком классе вы хотите зарегистрироваться. Бывает, что товар находится на стыке нескольких классов. В таком случае стоит зарегистрироваться сразу в нескольких из них. За каждый класс придется доплатить, однако здесь имеет смысл перестраховаться.

Например, торговый знак нашего агентства зарегистрирован одновременно в шести классах:

Тут работает следующий принцип: если вы зарегистрировали торговый знак, например, во втором классе, то никто не может использовать схожее до степени смешения наименование в этой категории. Однако, в остальных 44 классах — может.

В целом, следует также учитывать следующие моменты:

1. «торговая марка» — прижившееся в бытовом общении определение (по аналогии с западным бизнесом), российский же закон признает понятие «товарный знак»;

2. регистрация может занять до полутора лет;

3. процесс можно ускорить, сократив срок ожидания до двух месяцев, но это очень дорого;

4. каждые десять лет регистрацию придется продлевать;

5. торговый знак возможно зарегистрировать только на юридическое лицо.

Мы желаем вам успешной регистрации торгового знака, а вашему бренду — завоевания сердец и кошельков целевой аудитории!

Алексей Харитонов

digital-агентство Marketing Up

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем