редакции Выбор
Сложно ли пронести гаджет на школьный урок?
— Рыцарь — это человек, он без страха и упрёка
Кроме того, наши идеи и разработки на тот момент получили одобрение менеджеров, разработчиков и, что не менее важно, руководства. Но когда пилотный продукт дошёл до реальных пользователей мы столкнулись со множеством сложностей и проблем. И тогда нам понадобилось своего рода мужество, чтобы отделить критику от эмоций и продолжать идти к своей цели.
Всё началось с участившихся разногласий по
применению планшета в образовательной среде. Тогда мы посетили несколько школ с
целью выяснить, какие аргументы говорят в пользу нашего решения, а какие не дают
его реализовать. Все это время с нами рядом были коллеги-эксперты из IT школы Samsung, помогавшие
нам в исследовании.
Узким проливом мы плыли, и в сердце теснились стенанья; Сцилла с этого боку была, с другого Харибда...
Всегда открытая к диалогу, компания Samsung сформировала
убедительное видение решения Samsung Class,
и стала первой компанией, которая вместе с продакт-менеджерами и разработчиками
помогла нам создать именно тот цифровой продукт, который хотела целевая
аудитория — наши ученики, и который так необходим современной школе.
Сосредоточиться на «боли» целевой аудитории
Только Samsung оказался абсолютно открытым к диалогу и готовым слышать то, что нужно реально для того, чтобы продукт стал образовательным
Как изменился урок в школе за последние двадцать лет? Ученики, конечно, остались учениками, но цифровой мир прочно вошел в их жизнь. Чтобы сохранить баланс виртуального и реального, и уберечь детей от гаджет-зависимости новые санитарные правила ограничили использование смартфонов на школьных уроках. Но только ограничили! При этом, как и раньше, учитель, реализуя план урока, должен решить две главные задачи: вовлечение детей в учебный процесс и удержание внимания
Ученики пришли с другого урока после перемены, но мысленно они
все ещё там или вообще «зависли» в смартфоне. Как сконцентрировать их внимание?
YouTube и TikTok соревнуются за быстроту сбора аудитории и привлечения внимания пользователей с фактически секундной разницей. А педагогу необходимо вовлечь учеников в учебный процесс и удерживать их внимание почти час. Присутствие на уроке еще не гарантирует вовлеченность учащихся. Для решения этой задачи уже есть метод активного обучения, и мы решили, что внедрение инновационных технологий — это высокая и благородная цель.
Кроме того, нам хотелось решить
проблему, практически всегда стоящую перед учителем: как заинтересовать
предметом ученика с задней парты?
Мы поняли, что не будем ориентироваться исключительно по трендам современного образования, где все больший акцент делается на дистанционное обучение, на создание очередного приложения для образования или встроенного мессенджера.
Итак, мы определились с целью: адаптировать планшеты к использованию на оффлайн уроке. Это означает, что планшеты должны стать центром внимания на уроке. Привычным, поскольку дети привыкли к гаджетам. Мы решили сосредоточиться на этой привычке при разработке нашего проекта.
Разработчик, не увеличивай «боль» целевой аудитории
Никаких облачных решений или дополнительных серверов. Развертывание и использование технологий Samsung будут простыми для педагога, а его гаджет станет основным устройством для управления планшетами учеников и будет наделено следующим функционалом:
· запуск трансляции экрана преподавателя на устройства учеников;
· запуск трансляции контента интерактивной панели на устройствах учеников;
· доступ к заданиям, с которыми учащиеся работают локально;
· отправка необходимых для работы файлов,
· удаленный и единовременный запуск приложений и работа с веб-страницами;
· отслеживание «бездействия» учеников;
· возможность управления функцией доступа ко всем
планшетам, которые станут главным инструментом в образовательной среде.
Санитарные нормы диктуют минимальный размер устройства в 10.5″, поэтому базовым вариантом мы выбрали модель Samsung Tab A9+/S9. Интерактивная панель Flip Pro с диагональю от 55 до 85 дюймов это опциональная часть решения. В учебных классах ряда образовательных учреждений уже встречаются подобные панели других производителей и они тоже могут быть задействованы для вывода на экран планшета педагога.
В качестве сервера используется планшет учителя. Никакой дополнительной инфраструктуры кроме сети Wi-Fi не требуется. Автоматическая установка и настройка реализованы с помощью сервиса Knox Configure: достаточно создать список серийных номеров в аккаунте сервиса и настроить удаленную установку программы.
Мы
предусмотрели даже вариант отсутствия Wi-Fi. В этом случае планшет учителя
используется в качестве точки доступа. Но для мобильных точек доступа есть
ограничение до десяти устройств, поэтому это решение скорее для мини групп,
например, на природе.
Как это выглядит в образовательном процессе: планшеты вместе с зарядными устройствами находятся в отдельном шкафу, пронумерованы и закреплены за учениками согласно порядковому номеру в журнале. Часть урока проходит без планшетов, но задействовать их во время занятий иногда имеет смысл. Например, в начале урока учитель проводит быстрый тест, который позволяет в течение пяти минут учесть всех пришедших на урок, заодно проверив уровень усвоения знаний.
Проведение быстрых тестов — одна из дополнительных опций решения Samsung Class, которое создано под конкретную задачу включения ученика в урок, когда нет иного варианта, но не для замены решения существующими аналогами, которые иногда имеют схожий функционал.
Альтернативными
вариантами могут быть quiz-задания на
уже используемых образовательных платформах или коротких роликов. Это на выбор
учителя.
Преподаватель имеет доступ к управлению происходящим на экране любого из учеников и может отправлять контент своего экрана как ученикам, так и на интерактивную панель. Информация транслируется на устройства учеников в том числе, чтобы и задним партам всегда «было видно». При необходимости преподаватель может снова подключать планшеты в качестве средства реализации педагогического разнообразия, единовременно запуская у всех приложения или открывая нужные ссылки.
Когда мы вышли на оперативный простор, начав тестировать решение в реальных аудиториях, то стали выявляться аспекты, которые потребовали от разработчиков дополнительной работы. Приведу несколько примеров:
Когда в классе много учеников, каждый раз подключать планшет через QR-код неудобно. Поэтому проще сделать шаблоны с названиями урока, аудитории, готовым списком учеников и выбранной папкой для материалов.
Ученикам при использовании гаджетов захочется их «сломать». Тогда убираем таскбар и верхнюю панель доступа, так что запуском приложений на устройствах управляет исключительно учитель, а учащемуся доступны лишь папка материалов и ранее запущенные приложения.
Иногда ученики авторизуются не под своими именами. Чтобы бороться с некорректной авторизацией, мы реализовали алгоритм, который автоматически привязывает ученика к планшету, используя соответствие номера планшета, устанавливаемого в приложении, с номером ученика в списке класса.
И так далее.
Удачно ли оказалось лавирование между Сциллой и Харибдой
Самое
сложное было доносить идею о том, что Samsung
Class это не образовательное приложение, вроде МЭШ, Uchi.ru или EdPad,
а «предустановленный» B2B софт
для образования, создающий из планшетов единый инструмент. Это не
образорвательная платформа и не контент, а техническая часть образовательной
экосистемы.
По отзыву от преподавателя информатики 369 лицея Санкт-Петербурга Скотникова Вадим Борисовича основная ценность решения:
Безопасность — это просмотр экранов учеников с устройства учителя. Контроль за происходящим на устройстве — это часть порядка в классе.
Скорость — это управление и одновременный запуск приложений (или ссылок) на всех планшетах, что позволяет избежать траты времени: «а теперь запустите приложение...»
Это одни из «болей», которые мы
закрывали, чтобы гаджеты не усложняли ход урока
В лицее нашёл свое применение и обычный софт вроде Samsung Notes во взаимодействии со школьной инфраструктурой, в которую входит облачное хранилище, куда выгружали скриншоты или pdf для себя или последующей проверки учителем выполненных заданий.
Не могу не напомнить о своей предыдущей статье про
недавно
появившиеся функции AI: в Samsung
Notes тоже можно делать аудиозапись и транскрибацию лекций.
Вообще говоря, целевая аудитория — это не только общеобразовательная школа, но и высшие учебные заведения. Например, небольшие учебные группы или кабинеты по изучению языков. Бизнес-центры, предоставляющие в аренду аудитории для лекций и тренингов, чтобы сделать контент на интерактивной панели видным каждому в зале.
Выводы
Создание продукта подобно маневрам между Сциллой и Харибдой из приключений Одиссея. Менеджеры по продукту и маркетинг сосредотачиваются на потребностях целевой аудитории, используя бритву Оккама для пресечения фантазий о ненужной функциональности, а разработчики готовы к доработкам и избегают создания новых «болей» пользователю, подбирая варианты технических решений.
Если участники IT проекта этого не понимают, то выгорают либо менеджеры по продукту, либо разработчики, в результате принося пользователю больше проблем, чем пользы.
Этим пониманием функциональных
ролей в команде мы пользуемся, чтобы помогать B2B заказчикам в решении их запросов или искать решения для целых
отраслей.
Мы поняли основные потребности = боли целевой
аудитории, поняв и мотивацию — педагогическое разнообразие. Дали учителю
планшет с Samsung Class,
помогающего решать эту задачу, ради
повышения эффективности обучения.
Удачность лавирования между Сциллой и Харибдой определяется отзывами и впечатлениями реальных пользователей. Такая вот Одиссея создания для любого продукта.