Яна Пономаренко: Креативный бизнес в России нуждается в поддержке
По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, из 3,5 млн представителей творческих профессий в России 2,7 млн специалистов работают сегодня в креативных индустриях, и эта цифра постоянно растет. О том, как креативный бизнес влияет на развитие экономики, какие его направления являются наиболее перспективными, какие трудности и меры поддержки этого сектора существуют, рассказывает директор по маркетингу краудлендинговой платформы Ко-Фи Яна Пономаренко.
История явления
В 2000 году в журнале BusinessWeek вышла статья, где впервые был использован термин «креативная экономика». В международной классификации, также принятой в России, выделяется 16 креативных индустрий: арт-индустрия; народные промыслы; музыка, исполнительское искусство и культурно-досуговые мероприятия; кино и анимация; фотография; издательская деятельность; теле- и радиовещание; ИТ и компьютерные игры; реклама; архитектура; дизайн; мода; ювелирное дело; деятельность библиотек, архивов и музеев; культурное наследие; образование в креативных индустриях. Существенная часть добавленной стоимости в этих направлениях формируется за счёт творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность.
Роль креативного сектора в экономическом развитии
Это направление экономики генерирует около 3% мирового ВВП и обеспечивает работой 1% экономически активного населения планеты. Показатель России — 2,4% ВВП — сопоставим со среднемировым, но ниже, чем в странах-лидерах — Италии (6,1%), Великобритании (5,8%), Австралии (5,7%). По валовой добавленной стоимости креативных индустрий впереди Китай ($988 млрд по паритету покупательной способности, ППС) и США ($921,6 млрд по ППС). Остальные государства существенно отстают, Россия — примерно в 9 раз: $104,6 миллиардов по ППС.
Что происходит с креативным бизнесом в России
В нашей стране креативное предпринимательство меньше всего защищено законодательством, по сравнению с другими направлениями бизнеса, и нуждается в государственной поддержке. Юристы отмечают, что 4 часть Гражданского Кодекса, касающаяся вопросов интеллектуальной собственности, самая сложная и нуждается в доработке. Осенью 2021 года Правительством РФ была утверждена Концепция развития творческих индустрий до 2030 года. По плану, прописанному в документе, к концу этого года институт креативных индустрий должен был быть оформлен в России законодательно, но из-за сложной экономической ситуации реализация Концепции отложена пока до 2024. Согласно Концепции, к 2030 году продукция креативных индустрий должна составлять 6% от общей доли ВВП. В прошлом году, по данным Росстата, ВВП составил 130 трлн рублей. То есть 6% — это примерно 6 трлн. Чтобы получить их, нужно сначала вложить половину этой суммы, но пока общий бюджет Президентского фонда культурных инициатив измеряется в миллиардах, как и бюджет всех креативных индустрий, вместе взятых.
Наиболее успешные креативные индустрии
В последние годы российский креативный рынок увеличивался за счет рекламы, которая принесла 348 из добавочных 399 млрд рублей (48%) и информационных технологий — 36%. Музыка, исполнительское искусство, телерадиовещание, мода и культурно-досуговые мероприятия также являются развивающимися, однако из-за пандемии концертный рынок упал на 80% и только сейчас начинает восстанавливаться, а рекламный рынок перестраивается из-за ухода из России некоторых зарубежных сервисов, которыми компании активно пользовались в том числе в рекламных целях, а также иностранных игроков, которые являлись крупными рекламодателями.
Кто задействован в креативных индустриях?
Это не только творческие предприниматели, но и исполнители. Всего, согласно градации Департамента культуры, медиа и спорта Великобритании, на которую опирается креативная экономика во всех странах, существует 44 креативных профессии. Это артисты, писатели, издатели, музыканты, дизайнеры, гончары и другие ремесленники, швеи, разработчики ПО, специалисты в сфере PR и маркетинга. Они работают и непосредственно в креативных отраслях, и в других сферах бизнеса — например, в компаниях HoReCa, автоконцернах, салонах красоты, фитнес-клубах, которым тоже нужны дизайнеры, копирайтеры и представители других творческих профессий для поддержания позитивного имиджа.
Где работает и живет больше всего представителей креативных индустрий?
Это музыка и исполнительские искусства, культурно-досуговые мероприятия, издательское дело: официальные данные Росстата свидетельствуют о том, что две трети креативных специалистов работают именно в этих направлениях. Также, благодаря швеям, лидирующим является сегмент моды, но споры о том, относится ли эта профессия к креативным индустриям, ведутся в разных странах до сих пор. 87% всех представителей креативной экономики живут в городах и поселках городского типа и именно в крупных городах им открывается больше возможностей: например, бесплатные программы поддержки креативных предпринимателей Агентства креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития Москвы, образовательные курсы. Однако сегодня появляется все больше возможностей и для представителей креативной экономики в регионах. Например, краудлендинговая платформа Ко-Фи, созданная специально для инвестиций в будущее креативных индустрий. На ней авторы креативных проектов в самых разных областях — от музыки до дизайна могут привлечь средства для реализации своих идей, а до конца 2022 года — принять участие в программе поддержки, которую платформа организовала совместно с Национальным фондом поддержки правообладателей. Победители этого конкурса получают безвозмездное финансирование.
Чем измеряется креативная экономика?
Помимо масштабов занятости (в Москве работает каждый 4 специалист, занятый в креативных индустриях, следом идут Санкт-Петербург и Московская область), оценивается внешняя торговля креативными товарами и услугами, экономические характеристики компаний креативных индустрий, вклад креативных отраслей в экономику на основе статистических классификаторов. Методика измерения креативной экономики ещё окончательно не сформирована, в том числе потому, что нет единого подхода к типологии креативных индустрий и профессий, которые в разных странах группируются по-разному.