С чего начать загрузку товаров в интернет-магазин?
Все смотрели в детстве мультик про ослика, который мечтал стать бабочкой? Если не смотрели, обязательно посмотрите - это прекрасный мультфильм. Он учит нас с детства, что надо всё делать правильно, а никак не наоборот.
К нам часто приходят клиенты интернет-магазинщики с вопросами про загрузку “базы товаров”. Они планируют её загрузить к себе в магазин, выясняют все детали, мы всё рассказываем. А когда я спрашиваю, как вы планируете информацию о товарах (наименования, остатки и цены) в магазине обновлять, отвечают, что у них есть прайс-листы поставщиков, но об этом они еще не подумали.
А стоило бы. Сколько магазинщиков погорело на этой ошибке и продолжает гореть.
Что идет не так
Только за последние несколько лет было несколько известных случаев среди торговых компаний, которые не справились со своими поставщиками. А сколько мелких и средних магазинов закрылось из-за этого - можно только догадываться.
Но почему же магазины закрываются? Тут у меня есть хорошая новость - мы все отнюдь не глупы и даже, скорее всего, умны, раз пытаемся разобраться в таких вопросах. Всё дело в том, что наши родители показывали нам мультфильм про ослика и учили, что всё надо делать правильно, по порядку, а не наоборот. Только этот порядок не очевиден. Опираясь на базовую логику, надо идти по порядку от простого к сложному, но именно в данном случае этого делать не надо, потому что это не работает.
Парадокс ситуации заключается в том, что надо продумывать работу с информацией о товарах с конца, а не с начала.
Я поясню почему это так. Основная цель торговли - это купить дешевле и продать дороже. То есть сам запуск магазина - это такой промежуточный этап. Запуститься в общем-то не очень сложно. И даже в какой-то степени прикольно. Столько внимания, торжественный момент, шарики-шампанское. Только сложно потом работать и... оставаться конкурентоспособным.
Почему это происходит
Обычная типовая проблема начинающих магазинщиков - это загрузить на сайт товары, а потом с большим трудом их обновлять. К примеру, если взять 5 поставщиков с разными прайс-листами, но пересекающимися товарами, где частично отсутствуют артикулы. Прайс-листы обновляются то раз в день, то раз в час, то раз в неделю. Есть вероятность, что вы получите совершенно новый прайс-лист в момент, когда только-только успеете обработать старый. И всё пойдёт сначала. Потом конкуренция и желание развиваться подтолкнут вас к поиску новых и новых поставщиков… Если вы хотите жить, этот процесс не остановится.
Эта проблема есть не только в магазинах. Мы и сами натыкались на неё. Когда-то на старте мы начали строить большую и сложную систему, но она так и не была выпущена, потому что у нас не хватило усилий управлять такой сложной разработкой. Да, мы начали строить “космический корабль” вместо того, чтобы запустить обычный. Мы потеряли деньги, время, но конечно приобрели опыт, которым я хочу поделиться с вами.
С товаром в магазине та же самая история - сделать красивое открытие магазина можно, только на открытии ничего не заработаешь. Не заработаешь - закроешься, потеряешь время и деньги. Зарабатывать надо сразу после открытия, в течение каждого следующего дня и не одномоментно, а ежедневно.
Простое решение
Поэтому и существует простое решение, которое не лежит на поверхности, но на моей практике отлично работает: надо прорабатывать работу с информацией о товаре с конца.
Проще говоря, сначала настраивается обновление данных, а потом загружается номенклатура с картинками. Причем такая номенклатура, которая будет совместима с обновлениями данных поставщиков.
Тогда всё пойдет как надо, тогда вы не будете мучаться с обновлением витрины, тогда вы не будете терять драгоценный (дорогой в буквальном смысле слова) трафик, за который вы заплатили реальные деньги гуглу и яндексу, вы не будете терять на конверсии в продажи, вы сможете расширять ассортимент, у вас не вызовет проблем изменение ассортимента поставщиков и добавление новых.
Итак, еще раз.
При открытии магазина думайте с конца, с того, как вы будете управлять рутиной и масштабироваться - сначала продумывайте обновление данных, а потом их начальную загрузку.
И тогда поставщики будут для магазина не только проблемой, но и в радость.