Главное Свежее Вакансии   Проекты
1 041 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Падение ястреба: Clubhouse и еще 5 стартапов, которые ушли в пике после успешного старта

Команда интернет-агентства Markway — о причинах провалов хайповых бизнес-идей, за которыми не стоит прочная репутация.

Clubhouse

Clubhouse еще не умер, но уже отметил март резким снижением интереса. Еще месяц назад о нем говорили все. Сейчас, по данным мобильных операторов, трафик упал в три-четыре раза. Эксперты прогнозируют увеличение числа скачиваний с выходом приложения на Android, но пик уже позади. Дальнейшая судьба продукта, учитывая ускоренное внедрение голосовых чатов в других соцсетях, пока неизвестна.

Причина падения, как и у многих подобных стартапов, — игра на хайпе и поверхностный подход к потребностям аудитории. Clubhouse сыграл на элитарности и ограниченном доступе. Если он перейдет на Android, то потеряет и это преимущество. Инфоповод сдулся, далее нужно работать над повышением удобства и функциональности, иначе приложение быстро перейдет в разряд третьесортных сервисов.

Zenefits

Многообещающий проект из Силиконовой долины, который производил облачное ПО для эффективного управления персоналом. Оформив подписку, с его помощью любой бизнес мог автоматические рассчитывать бонусы, отпуска, KPI и формировать свод внутренних правил. IT-проект попал в HR-боли больших корпораций, и его оценивали в 4,5 млрд долларов. Но рожь так и не заколосилась: компания на первом этапе выручила всего 45 млн долларов вместо запланированных 100.

Причина падения напрямую связана с репутацией бизнеса. Из-за сырого софта клиенты массово жаловались на ошибки и публиковали негативные отзывы. Инвесторы моментально отреагировали снижением оценки и финансирования. Кроме того, создатели софта по управлению персоналом не справились с собственными HR-проблемами. Сотрудники начали жаловаться на отмену положенных выплат, что окончательно испортило имидж молодой компании.

Homejoy

Еще один стартап, который подкосила репутация. Сервис по уборке квартир в 2012 году оценивался в 400 млрд долларов. Однако начались юридические проблемы. Уборщиков оформляли как подрядчиков, из-за чего они массово недополучали деньги за сверхурочные. Началась волна судебных исков и негативных упоминаний. Многие клиенты оставались недовольны сервисом. Работа по удержанию и лояльности клиентов и работников не проводилась. Стартап закрылся уже через три года.

Причина провала — в неправильной стратегии, которую отмечали сами сотрудники Homejoy. Взрывной рост бизнеса всегда нужно поддерживать своевременным ростом качества сервиса и количества сотрудников. В то время как стартап расширял рынок, менеджеры на местах не могли отработать возражения и решить текущие задачи. Масштабировать идею бесконечно без дополнительных расходов на инфраструктуру оказалось невозможно.

Prisma

История, схожая с Clubhouse. Российский стартап стал одним из самых популярных приложений в России по итогам 2016 года. Технология сервиса была основана на работе нейросетей и стилизовала фотографии под живопись известных художников. В первые дни старта приложение ежедневно скачивали более полумиллиона человек. Когда аудитория «наигралась», последовало ожидаемое падение интереса. Все пользователи, заинтересованные в редактуре фотографий, уже скачали приложение, и дальнейший рост остановился.

Причина падения — в отсутствии долгоиграющей услуги. Если проект не обновлять, не повышать юзабилити и не предлагать аудитории новые форматы, он обречен на провал. Удовлетворение мимолетного интереса играет на кратковременную популярность. Если за продуктом не стоит серьезная проработка потребностей клиентов, он не сможет оставаться в топе. Есть ли право на вторую жизнь? Учитывая тренд на нативность и эстетичную натуральность, вряд ли.

Project Loon


Яркий пример, как медийно раскрученные идеи еще не становятся гарантом успеха. Информация, что холдинг Alphabet закрывает стартап, появилась в начале 2021 года. Проект был амбициозным и ретрофутуристическим: раздавать интернет в труднодоступных районах с помощью аэростатов. Однако компания столкнулась с финансовыми трудностями. Было запущено около 2000 аэростатов, деньги закончились, а доходы еще не начались.

Причина провала — в оторванности от реалий рынка. Необходимо более детальное изучение целевой аудитории и экономической модели продукта. На деле оказалось, что клиенты, к примеру, высокогорных районов не способны платить за такой интернет и даже не всегда имеют смартфон. То есть идея есть — а потребности нет.

ScaleFactor

Плохая репутация стартапа вбила последний гвоздь в крышку его успеха. ScaleFactor был многообещающим проектом, который создал «инновацию»: обучил ИИ работать с большими данными и полностью организовывать бухгалтерию для малых предпринимателей. На волне популярности стартап собрал 100 млн долларов инвестиций. Но затем появилась информация, что ИИ — это всего лишь большая команда аутсорс-бухгалтеров на Филлипинах, а вся технология — руки десятков сотрудников. Клиенты начали массово жаловаться на ошибки в документации и финансовые потери. Компания со скандалом провалилась.

Причина — в несоответствии клиентских ожиданий реальности. Репутация бизнеса основана на надежности. Если клиент подозревает, что его одурачили, «отмыть» имидж невозможно. Далее это работает как негативная цепная реакция.

Успех любого стартапа складывается из живучей бизнес-модели, соответствия потребностям аудитории и первичной репутации. Если одна из составляющих хромает, то и весь корабль может пойти ко дну, а инвесторы найдут проект получше. Улучшить вашу репутацию в интернете поможет агентство Markway

+11
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем