редакции Выбор
Продакт-менеджер: профессиональный тренд — 2020
Только факты
В условиях развитых технологий без грамотного управления продуктом невозможно добиться конкурентных преимуществ, потому спрос на product manager достаточно высок.
Согласно статистике сервиса hh.ru, в мае — июне 2020 года потребность в таких специалистах наблюдается в 48 регионах России и за рубежом. При этом многие подчеркивают, что product manager — одна из ключевых должностей в компании. Успешному соискателю работодатели готовы платить 75–300 тысяч рублей (в зависимости от региона, предъявляемых к потенциальному сотруднику требований, его профессионального стажа, навыков и KPI). Цена вопроса высока, поскольку найти лидера, способного провести продукт от концепции до старта без серьезных потерь, непросто.
При этом профобласть не ограничивается только сферой IT: есть предложения в других отраслях — медицине, туризме, ресторанном бизнесе, строительстве, банках, медиа, искусстве. Причем некоторые готовы рассмотреть удаленное сотрудничество: «Мы ищем человека, который верит в то, что будущее — за дистанционной работой», — говорится в одном из объявлений. Это не удивительно в сложившейся ситуации: в мировом сообществе удаленку уже называют новой реальностью компаний. Не случайно Twitter объявил о возможности для своих сотрудников всегда работать в таком формате, а Марк Цукерберг предсказал, что в ближайшее десятилетие половина из 45-тысячного штата служащих корпорации начнут трудиться в условиях домашних офисах.
Product manager — СЕО продукта
«Хороший product manager — это генеральный директор по продукту. Команда видит в нем лидера», — сказал однажды бывший лидер продукта корпорации Netscape Communications Corporation Бен Хорвиц, бизнесмен и инвестор, вложившей деньги в Airbnb, Facebook, Pinterest, Twitter, блогер с десятимиллионной аудиторией. Ведь если у компании есть продукт, значит, должен быть тот, кто понимает боли ЦА и знает, как их удовлетворить, а заодно обладает навыками влияния, чтобы добиться максимального результата от своих коллег.
В зависимости от ожиданий компании, в круг его обязанностей могут входить:
- выявление потребностей клиентов;
- проведение исследований продуктов компании;
- ответственность за развитие продуктов, включая полный цикл создания и вывода на рынок, от стратегии и концепции до выбора пути реализации;
- выявление узких мест в процессах и продуктах с целью их устранения;
- анализ рынка, изучение рыночных тенденций, ведение аналитики конкурентов.
Основные принципы работы продакт-менеджмента
По мнению генерального менеджера самой популярной платформы электронной коммерции Shopify Брендона Чу, все ведущие лидеры продукта принимают важные решениями на основе двух принципов:
1. Максимизация вклада в миссию: разработка стратегии продукта, которая увеличит влияние на миссию организации с учетом набора входных данных.
2. Достижение всего с помощью других людей: продакт-менеджер не создает и не управляет продуктом непосредственно, а руководит группой, чтобы добиться максимального результата.
Качества и навыки лидера продукта
По словам product manager в Facebook Рагса Вадали, «продукт — это четко определенное решение проблемы людей». При этом основное внимание уделяется клиенту и той проблеме, которую этот продукт должен решить.
Менеджеры продукта работают с профессионалами из разных областей, в том числе инженерами, дизайнерами, тестировщиками данных, маркетологами, командой по развитию бизнеса, а также пользователями. Этот список может дополняться в зависимости от того, какой продукт они создают. Например, продакт-менеджеры, работающие над приложением для СМИ, сотрудничают с журналистами.
При этом они не должны (да и не могут) иметь опыт во всех областях, чтобы объяснять сотрудникам, как разработать приложение или написать коды, однако обязаны убедиться, что создан качественный продукт. Это заведомо создает ситуацию, при которой специалист несет конечную ответственность при нулевой возможности контроля над выполнением конкретной задачи.
Потому ключевые качества лидера продукта — умение формулировать задачу и договариваться с командой.
В общих чертах основные качества, которыми должен обладать продакт-менеджер, сформулировал главный научный сотрудник Microsoft Research Билл Бакстон: «Они плотно стоят ногами на почве практического мира, но тянутся достаточно высоко, чтобы достать головой облака тогда, когда им нужно. Более того, они умудряются заполнить все пространство между этими двумя точками». А Бен Хорвиц в одной из своих книг очертил круг их обязанностей, умений и навыков.
Хороший продакт-менеджер должен:
- изучить рынок, линейку продуктов, а также конкуренцию, выстраивая стратегию на основе этих знаний;
- брать ответственность за успех продукта и все последствия;
- управлять командой продукта, а не быть частью команды разработчиков;
- четко ставить цель, отделяя «что» от «как»;
- предвидеть возможные недочеты продукта и находить реальные решения;
- ориентировать команду на доход и клиентов;
- мыслить с позиции обеспечения максимальной ценности на рынке;
- определять, какие основные преимущества должен иметь продукт и стратегию его продвижения;
- продумывать, как преподнести продукт в СМИ, адекватно оценивая их значимость в его продвижении.
Итак, профессиональные продакт-менеджеры хорошо понимают ЦА и способны извлечь максимум пользы из своих сотрудников. Они ведут команду к созданию качественного продукта и берут на себя всю ответственность за конечный результат. Это делает продакт-менеджмент одним из главных бизнес-направлений. Именно поэтому профессия попала в число самых востребованных, вытесняя консалтинг и банковское дело.