Удаленка схлопывается? Как сохранить для себя этот режим работы
Почему компании публично сворачивают удаленку?
Для простоты рассуждений поделим компании на два типа:
- Не корпорации. Как правило, малый и средний бизнес, где здравый смысл выше процедур.
- Корпорации. Компании с довольно большим уровнем бюрократии и связанной с ней жизнью. Здесь процедуры важнее, поскольку зачастую они и есть самое главное, что есть в корпорации. Примеры: Facebook, Microsoft, Сбербанк и другие.
В основном о сворачивании удаленки в последний год громко заявляли именно корпорации. Это не значит, что у «не корпораций» дела обстоят иначе. Просто мы слышим о них гораздо меньше.
На мой взгляд, очередной разворот происходит по нескольким причинам.
Экономика падает и менеджеры «держатся за стулья»
В последний год экономика начала рушиться — у многих компаний все стало не очень хорошо. И любой менеджер на любом уровне задумывается о том, что ему делать. Держаться за стулья, т.е. вернуть людей в офис — самый простой шаг. Концепция работает как инстинкт: бьют — беги, дают — бери. И вокруг нее уже начинает формироваться теория. Кажется, что виной всему удаленка. Достаточно просто вернуть людей в офис и они автоматически станут более эффективными — они будут рядом, появится возможность контролировать, что происходит.
Но дело-то не в том, где сидеть. Корень, как мне кажется, в том, что не только в России, но и за рубежом навыки менеджеров в среднем довольно слабые. А для того, чтобы люди эффективно работали на удаленке, нужны хорошо отстроенные процессы. В режиме чайка-менеджмента или когда все бегут на то, что только что прилетело, удаленкой управлять тяжело.
В свою очередь процессы на пустом месте не выстраиваются. В них надо вложиться. Нельзя же просто взять и переналадить под удаленку офисные процессы. Они другие и это важно.
Люди в массе все еще не готовы к удаленке
На удаленке важно работать. Но с этим справляются не все, несмотря на пережитые локдауны и скачок удаленной культуры. Банальный пример — если тебе надо выглядеть на работе хорошо, озаботься этим и выгляди. Если в команде в 12 утренний созвон, то надо привести себя в порядок к этому времени. Но практика показывает, что в это время почти никто не включает камеру — именно из-за того, что разговоры ведут из кровати.
Я считаю, что все это вообще не работает, пока ты не достиг определенного уровня зрелости. И каждый человек обретает его в своем возрасте. Кто-то достаточно зрел в 30, кто-то — только в 50, а кто-то и умирает, так и не достигнув зрелости. Во время Великой отечественной войны партизанскими отрядами командовали дети 17-20 лет, а потом они же заправляли колхозами. И в современном мире есть люди, кто зрел уже лет в 10, но таких мало — нужен ведь достаточно сильный повод, чтобы быстро взрослеть.
Кажется, что этот момент не учитывает огромное количество компаний. Но об него уже сломал много копий огромный сегмент дистанционного образования, который не справляется с отсутствием дисциплины у обучающихся.
Удаленка не позволяет развивать джунов
Все думают, что взяв джуна — специалиста начального уровня в любой профессии, будь то ИТ-шник, курьер или бухгалтер — ты обязательно дотянешь его до мидла. Но так это просто не работает. Чтобы рост действительно был, нужен наставник и процессы обучения.
В офисе все довольно просто. Новичок вращается в культуре компании, что-то где-то слышит, как-то понимает. Но на удаленке джун один на один с экраном (иногда еще и со своим супер занятым лидом). Чтобы из джуна в условиях удаленки получить хотя бы мидла, надо чтобы кто-то тратил практически весь свой рабочий день на его обучение — расшаривал экран, показывал, рассказывал.
ИТ-шная удаленка существует уже более 20 лет, а массовой она стала 3 года назад. За это время через компании прошли сотни и тысячи джунов. Так что бизнес уже осознал, что это не работает — новые работники не могут массово превращаться в специалистов, потому что до сих пор нет ни методики, ни процессов, ни подхода.
Удаленке мешает семейный быт
К сожалению, моментально людей не переделать. Из головы не выбить то, что если человек дома, это не значит, что он не работает.
У меня много знакомых семейных ИТ-шников. Это специалисты уровня мидл и сениор. Как думаете, кто сидит с детьми, когда те болеют? Конечно, тот, кто в семье на удаленке.
С этим фактором каждый отдельный специалист может успешно бороться. Но если борьба затягивается, она постепенно подтачивает человека. В результате многие сами уже готовы сбежать от бытовой рутины. Достали дома бабки, мамки, тещи, дети — почему бы не уйти в офис? Усугубляет ситуацию то, что мы (да и многие в мире, Россия тут не уникальна) живем в маленьких клетушках. Возможно, ситуация была бы совсем иная, будь у каждого огромный дом или квартира с отдельным кабинетом.
Этот фактор вполне могли бы компенсировать локальные коворкинги. Если честно, я до сих пор не понимаю, почему этот бизнес не выстреливает. Рабочие пространства, в которые можно, грубо говоря, спуститься в носках и тапочках, должны быть везде (и я говорю не о тех стойлах, которые развиваются сейчас, а о нормальных комфортных рабочих местах). Компании могли бы отказываться от огромных площадей и просто платить за места в таких коворкингах. По сути и свои площади компании могли бы сдавать под коворкинги для тех, кто живет поблизости. К сожалению, этого не происходит, потому что нужна смена культуры — обновление парадигмы.
Что в итоге
На мой взгляд определяющий фактор — это все-таки кризис. Если бы экономика росла, то все бы продолжали работать на удаленке, как это было во время ковида. Никто бы не цеплялся за стулья и не вспоминал про остальные факторы. Но как только становится плохо, все возвращаются к простым истинам. И сейчас тренд вытаскивать всех в офисы побеждает. Как мне кажется, он в итоге победит, потому что экономика продолжит падать. Останутся компании-пионеры, кто изначально и целенаправленно работает именно так, кто настроил процессы.
Как сохранить удаленку хотя бы для себя?
Если вы джун, я настоятельно рекомендую искать именно офисную работу, где вы будете много общаться с коллегами. Так можно быстрее стать мидлом.
Если вы мидл или сениор в корпорации, бороться с трендом как правило бесполезно. В единичных случаях такие махины готовы подстроиться под отдельных супер-талантливых сотрудников. Но это исключительная ситуация. Скорее всего, придется либо подчиниться, либо искать другую компанию с более гибким подходом.
Перед тем, как принимать какие-то серьезные решения, я бы еще порекомендовал присмотреться к правилам. Возможно, именно ИТ подразделение может нарушать правило «N дней в офисе» неограниченное количество раз без каких-либо штрафных санкций (такие примеры на рынке есть). Или в офис на самом деле призывают только людей, находящихся выше определенного грейда, а от остальных требуется только нормально выполнять задачи...
Если вдруг окажется, что выбора у вас нет и в офис ходить придется, рассмотрите вариант съема квартиры неподалеку. Это уберет часть негатива, так что на дорогу не придется тратить много времени.
Если вы хороший мидл или сениор в «не корпорации» и не хотите ходить в офис, по-настоящему обоснуйте это своему руководителю. Покажите, что вы будете эффективны. А если вас не услышат, меняйте работу — идите туда, где умеют работать на удаленке. Но озаботьтесь тем, чтобы наладить свою работоспособность: организуйте нормальное рабочее место, где вас все будет подвигать к работе.
Не стоит пытаться сидеть по 8 часов на кухонном табурете. Даже если на короткой дистанции кажется, что это нормально, через некоторое время это тоже начнет подтачивать и будет сказываться на результате. Накопление этих мелочей — особенность «офисного» стресса, о котором начали писать еще в СССР на заре его изучения. Рано или поздно такие нюансы доконают — загонят в депрессию. И это будет сложно отловить, поскольку ты как будто бы находишься в своей среде. Так что если принимать решение оставаться на удаленке, то надо обеспечить себе комфортную посадку, достаточно света, отсутствие отвлекающих факторов. И настроить жесткие правила, что быть должно, а чего не должно. При этом любую попытку нарушить правила надо сразу же пресекать.
Автор статьи: Кирилл Антонов, один из основателей Максилекта.