Как пирамида тестирования уплывает на сторону разработки
Дисклаймер:
Я давно работаю на своем проекте. Езжу по конференциям и иногда почитываю статьи, но не претендую на объективный взгляд на рынок. То, что я изложу ниже, — исключительно мое мнение и ни в коем случае не всесторонний анализ. Поправьте меня, если я неправ.
Пирамида тестирования
Все мы знаем эту картинку:
Часть тестирования — например, юнит-тесты — всегда лежали на плечах разработчиков. Можно представить, что где-то там, между юнит- и интеграционным тестированием — и был уровень разделения ответственности между разработчиками и тестировщиками. Но я заметил, что в последнее время на разработчиков вешают и следующие уровни пирамиды. Она как будто смещается в сторону разработки. Вот пример: https://habr.com/ru/companies/maxilect/articles/722142/
Вижу в этом нарушение принципа, согласно которому каждый должен заниматься своим делом, поскольку он может делать его хорошо. Разработчикам, конечно, в такой схеме предлагают некие курсы, которые вводят в общее понимание тестирования — как писать кейсы, как покрывать ими приложение. Но хватает ли этого?
Я очень люблю свою профессию и уверен, что если разработчиком можно стать, то тестировщиком нужно родиться. Некоторым вещам невозможно научиться — нужно, чтобы мозги работали определенным образом. Тестировщику нужна не только техническая база, но также внимательность, усидчивость и критическое мышление. Полно внимательных людей, кто не готов быть усидчивым, и наоборот, усидчивые, но не внимательные (хотя с первого взгляда кажется, что вещи эти связаны). Счастье, если случайно задачи тестирования падают на разработчика, который имеет нужные качества, просто в свое время почему-то выбрал другой путь. Но чаще это не так. Я вижу, что люди даже иногда горят тестированием, не обладая при этом всем необходимым.
Попытка объяснить
Кажется, что разработчиков с годами становится все больше. Это и логично — у компаний появились деньги и объяснение, что эта работа действительно столько стоит. Они предлагают все больше рабочих мест с хорошим доходом. Так что выпускники (да и не только выпускники — все, у кого есть силы) идут в разработку.
Отдельные публичные персоны даже высказываются о том, что рынок близок к насыщению. Помнится Греф сравнивал ситуацию с разработчиками с ростом популярности юристов и экономистов в начале нулевых. Спорное утверждение, но, возможно, ему виднее.
Есть в разработке насыщение или нет, судить не возьмусь. Но в тестировании такого насыщения нет точно — на рынке никогда не было слишком много квалифицированных тестировщиков. Такое ощущение, что их количество вообще не меняется. А поскольку разработчиков все больше, доля тестировщиков естественно падает.
Возможно, преобразование тестирования из специальности в роль, которую можно выдать разработчику, аналитику или даже техническому писателю, объясняется как раз желанием покрыть имеющиеся задачи малым количеством квалифицированных специалистов. Тестировщик (как специалист) начинает руководить качеством, а задачи, связанные с автоматизацией тестирования падают на коллег.
Как это на практике
У меня складывается ощущение, что команды, которые начинают эксперименты с тестированием, сами до конца не определились, что же они хотят. Ощущение, будто тестировщик (который, как я писал выше, руководит качеством) должен подойти к разработчику, выдать подзатыльник и сказать: «Делай хорошо!». И все заработает. Кажется, что при этом тот, кто «рожден тестировщиком», должен научить разработчика тоже «быть рожденным». Мне результат этого кажется сомнительным.
Со стороны разработчиков, кажется, ситуация настолько же странная. Разработку и так пытаются всячески ускорить — конкуренция на рынке высока, компании пытаются друг у друга урвать долю клиентов, выпуская решения как можно быстрее и с большим количеством фич. Всю эту нагрузку разработчики тянут и без всякого тестирования. А когда на разработчиков перекладывают часть задач по тестированию, он же все равно должен тратить время и на решение собственных задач — пилить те самые фичи, которых нужно все больше и больше. Где на все взять время?
В итоге я вижу в целом падение качества на рынке. В приложениях, которыми пользуются миллионы, как эдакие пузыри, всплывают ошибки, которые чинят только через месяцы. Это огромный срок для таких решений. Но замечаю я это не в одном приложении какой-то компании, а повсеместно.
Ответа, как это должно работать на самом деле в современных условиях бизнеса, у меня нет. Возможно, как раз так и должно быть, и тогда смещение пирамиды тестирования вполне в порядке вещей.
А как вы думаете?
P.S. Мы публикуем наши статьи на нескольких площадках Рунета. Подписывайтесь на нашу страницу в VK или на Telegram-канал, чтобы узнавать обо всех публикациях и других новостях компании Maxilect.