Главное Авторские колонки Вакансии Образование
254 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

От бедного студента до миллионера

Бизнес по франшизе сервиса заказа такси Максим Ильяс Валиев начал в двух населенных пунктах Хабаровского края: родном Ванино и Советской Гавани. Сейчас к ним добавились еще три городка со звучными названиями — Спасск-Дальний, Черниговка и Заветы Ильича.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Фото из личного архива Ильяса Валиева.

— Идеей своего дела я загорелся еще в студенчестве. Выпустился, стал с переменным успехом искать работу, стоял на бирже труда. В то время жил во Владивостоке, который буквально пропитан духом коммерции. Здесь каждый второй старается чем-то заниматься. Это либо какая-то небольшая точка, сфера услуг, либо привычный бизнес из 90-х — «купи-продай». Вокруг было много людей, которые помогали накапливать опыт. Сначала занимался тем же самым — где-то купил дешевле, потом продал дороже — однодневный заработок по сути...

Можно сказать, что сфера такси выбрала меня, а не я ее. Это было году в 2010-м, я гостил у родителей в Ванино. И там я элементарно не мог заказать такси. Интернет тогда работал кое-как, вызывали через газету. Перезвонили в несколько компаний, в итоге с четвертого раза подъехала машина, которую мы заказывали с самого начала. Было много матов и в итоге... мы пошли пешком! Хотя во Владивостоке сервис «Максим» уже тогда работал на твердую пятерку: быстрая подача, относительно невысокий ценник, доброжелательные в большинстве своем водители.

Будучи предпринимателем, стараешься искать места, где можно заработать — где проблемы превращаются в возможности.

Мне показалось странным, что такого уровня сервиса нет в Ванино. Это глубоко засело в памяти. Когда случился кризис 2014-2015 годов, пришло время менять сферу деятельности и я начал в разные места закидывать удочки. Тогда-то и вспомнился тот самый случай, та самая возможность заработать. Написал письмо в компанию «Максим» — мне ответили.

В то время был бум приложений и я понимал, что айтишная сфера выиграет. Поэтому от других предложений отказался. Путь в такси виделся мне бизнесом с наименьшим сопротивлением. Я видел как работает «Максим» во Владивостоке, изучил рынок, посчитал потенциал и решил, что нужно заниматься именно этим.

Как раз в то время мы с друзьями занимались разработкой собственного приложения по скидкам. Оно требовало очень много денег и времени, к тому же у нас не было опыта. Что же касается «Максима», сразу было видно, что там работает команда профессионалов. И я понимал, что после прохождения непродолжительного обучения стану частью этой большой команды.

Убежден, что для каждого все индивидуально: в зависимости от размера города, его быта, уровня деловой активности. И нужно выбирать стратегию исключительно под город.

Те города, которые я развивал первые полтора года, — Ванино, Советская Гавань и Заветы Ильича — они довольно-таки маленькие, компактные и нужно было с самого начала делать упор на сарафанное радио. А чтобы оно гарантированно сработало, должен быть безупречный сервис по примеру Владивостока: быстрая подача, чистые ухоженные автомобили и опытные надежные водители.

Сначала думал, что работа будет вестись в основном в офисе. Однако с самых первых дней пришлось очень много ходить пешком. Брал с собой телефон, брошюры для наглядной агитации и на парковках в людных местах подходил к каждому водителю. И по сути проповедовал: рассказывал, как будет хорошо, когда человек начнет работать в «Максиме». Делал упор на то, что очень много заказов и, соответственно, возможностей для заработка.

Советская Гавань. Фото с YouTube-канала Air Hobby.

В ответ слышал как много хорошего, так и не очень — вплоть до мата! Каждый третий водитель либо закрывал стекло передо мной, либо посылал в известном направлении. Но оставшиеся живо интересовались, кто-то уже был в курсе, что такое «Максим» и был рад, что мы заходим в город. Им нужна была всего лишь искра: показать, что та самая компания появилась — со свободным графиком и вменяемой комиссией. Именно эти люди составили костяк на первых порах, но водителей все равно не хватало. Поэтому еще какое-то время приходилось постоянно ходить и всем рекламировать сервис заказа.

Что касается клиентов, в таких маленьких городах как Ванино упор был опять же на сарафанное радио. Стоило только показать себя с правильной стороны, результат не заставил себя долго ждать. Помимо сарафанки — бегущая строка, радио, реклама в соцсетях.

Выход на чистую прибыль произошел после 9 месяцев работы примерно. Повторюсь, это мои индивидуальные показатели, у кого-то это происходит заметно раньше. Первые полгода работали вообще на чистом энтузиазме и практически в ноль. Но при этом я всегда видел скрытый потенциал и перспективы выбранных городов. И была мечта.

Когда дело набрало обороты, понял, что появились силы и время на новый город. И самое главное — есть опыт, ведь ошибок в начале было сделано немало. Хотелось зайти в следующий город сразу правильно, не наступая на старые грабли.

Конечно, было много конкурентов. В одном только Ванино их было не меньше десятка и считаться приходилось со всеми. У каждого была своя фишка и клиенты, которых мы старались переманить. И это нам удалось по нескольким причинам.

Во-первых, работа с профи, которые в курсе всех нюансов бизнеса такси и охотно делятся ими со своими франчайзи. Все ответы, которые я получал на свои вопросы, были исчерпывающими.

Во-вторых, отсутствие привязки к месту. Со мной всегда сумка, зарядка, ноутбук и я могу ехать в любой город, работать там, быть в курсе всех событий.

В-третьих, свободный график. Можно спланировать день полностью под себя и при этом не в ущерб бизнесу.

В завершение своего рассказа хочу поделиться опытом с начинающими. Тем, кто уже получил опыт в бизнесе, — хватит думать, надо брать!

Города подобны золотым рудникам: если вы открыли шахту, другая компания туда уже не зайдет. У маленьких населенных пунктов есть свои плюсы и минусы, но 40-50-тысячники идеальны для захода, на мой взгляд.

Тем, кто уже взял, — ни в коем случае не сдаваться! Если чувствуете, что можете, есть силы и ресурсы, обязательно пробуйте снова и снова, пусть даже и с наступанием на одни и те же грабли. Не бойтесь, продолжайте. Поясню на своем примере: в городке Советская Гавань, когда начинали, в первую неделю было 50-60 заказов. При этом мы не совсем правильно зашли, с неправильной ценовой политикой, вследствие чего от нас ушли водители и эти 60 заказов через месяц превратились в 2 заказа. Сначала опустились руки, но потом сел, подумал. Полностью поменяли стратегию. Прошел год и мы Советскую Гавань запустили просто с нуля, с новым номером телефона. Абсолютно с новыми силами вышли и начали побеждать.

Наш сайт

ВКонтакте

YouTube

Приложение

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем