редакции Выбор
Как предпринимателю экономить на услугах банка: практические рекомендации
В сложной экономической ситуации перед предпринимателями встал вопрос о том, как оптимизировать расходы. Неочевидный способ, который не скажется на качестве предлагаемых услуг и товаров, — экономить на дополнительных банковских услугах. В статье рассказали, как это можно сделать.
Выберите оптимальный тариф
Задуматься о сокращении банковских расходов стоит еще на этапе открытия расчетного счета. Большинство банков предлагают предпринимателям пакетное обслуживание. В него входят услуги, необходимые для существования бизнеса:
- безналичные переводы внутри банка и на счета сторонних организаций;
- международные переводы в национальной и иностранной валюте;
- выполнение регулярных платежей или списаний по указанию клиента;
- прием платежей от контрагентов;
- кассовое обслуживание;
- онлайн-банкинг.
В пакет также включены дополнительные услуги:
- бизнес-карта для руководителя;
- аккредитивы;
- факторинг;
- онлайн-бухгалтерия.
На первых порах часть этих сервисов бесполезна, а может и вовсе не пригодится — тогда вы будете просто переплачивать за них. Тот же факторинг необходим, если вы продаете товары большими партиями или реализуете дорогостоящую продукцию — сможете предлагать клиентам рассрочку. Но если вы занимаетесь мелкой розничной торговлей, он не нужен.
Чтобы выбрать правильный тарифный план, проанализируйте свою деятельность и спрогнозируйте, какие банковские услуги и в каком объеме потребуются. Если будете совершать ограниченное количество операций в месяц, имеет смысл взять тариф, в котором каждая из них оплачивается отдельно. Если бизнес активный, то оптимальный вариант — тариф с абонентской платой.
Откройте два расчетных счета
Законодательство разрешает предпринимателям открывать неограниченное количество расчетных счетов. Если вы обратитесь в два банка, то сможете в каждом из них пользоваться только выгодными услугами. Например, в банке А низкая комиссия на переводы, а в банке Б — доступный тариф на зарплатный проект. Соответственно, расчеты с контрагентами нужно проводить в первом, а с сотрудниками — во втором.
О том, в каком банке открыть зарплатный проект для получения зарплаты — читайте в блоге МБК
Подключите СБП
Основные издержки, которые предприниматель несет при внедрении безналичной оплаты, — комиссия за эквайринг. Ставка зависит от типа бизнеса и месячного оборота, но в среднем составляет 1,2–3,5% за транзакцию.
Снизить ее до 0,4–0,7% реально при подключении СБП. Это сервис Центробанка для моментальных расчетов между продавцом и покупателем через онлайн-кассу:
- по QR-коду;
- через платежные ссылки;
- с помощью специальных кнопок.
Отсюда вытекает другое преимущество СБП — отпадает необходимость в покупке терминалов и другого оборудования.
Важно. СБП становится востребованным среди торговых и сервисных предприятий — количество пользователей за период 2022–2023 увеличилось почти втрое. А на начало 2023 года через систему прошло транзакций на сумму 4 млрд руб.
Используйте бонусы
Бизнес-карты подключены к программе лояльности — выполняйте ее условия и получайте бонусы. Чаще всего банки начисляют кэшбэк в виде баллов за траты в определенных категориях. В дальнейшем их можно конвертировать в деньги.
Для бизнес-карт повышенный кэшбэк в размере 5–15% распространяется на расходы, связанные с предпринимательством:
- рекламные услуги и маркетинг;
- офисная мебель;
- ПО;
- канцелярия;
- страховые и юридические услуги;
- налоги и взносы;
- жд- и авиабилеты.
Если вы ИП, то используйте бизнес-карту и в личных целях. Тогда кэшбэк 0,5–1,5% будет начисляться в стандартных категориях: «Супермаркеты», «Кафе и рестораны», «АЗС» и др.
О том, как лучше зарегистрировать бизнес — читайте в блоге МБК
Зарабатывайте на остатках по счету
Выбирайте накопительную бизнес-карту. Тогда на остаток по счету будут капать проценты — часто они сопоставимы со ставками по банковским вкладам.
Однако учитывайте, что годовое обслуживание накопительной карты обходится дороже. Заранее посчитайте, сколько будет приносить процент на остаток, и убедитесь, что он покрывает расходы.