редакции Выбор
E-commerce после пандемии: новое исследование
По остальным сегментам бизнеса коронавирус также прошелся безжалостно, где-то замедлив развитие, а во многих случаях даже приостановив его. За последние полгода пандемия стала основным фактором, постоянно оказывающим влияние на бизнес в целом и сектор E-Commerce в частности.
Как представители сферы E-Commerce, мы непрерывно мониторим ситуацию. А также проводим исследования аудитории всех IT-проектов экосистемы компании «Мегабонус». Основным объектом исследований является, конечно, аудитория кэшбэк-сервиса, ориентированного на покупки в интернете.
Летом правительство сняло жесткие ограничения и рынок начал стабилизироваться. Но, буквально в сентябре пришла вторая волна коронавируса. Что будет дальше?
Сегодня мы поделимся с читателями SPARK новыми тенденциями в E-Commerce. Данные для исследования собраны после анализа статистики продаж кэшбэк-сервиса «Мегабонус» за период с июня по сентябрь 2020 года.
Что исследовали
В новых данных учитывались покупки только российских пользователей в магазинах, также доступных на территории России. Для примеров отобрали те категории товаров, где в этот период продажи были наиболее высокими.
Все данные указаны в
процентах по сравнению с маем 2020, поскольку этот месяц был проанализирован в
предыдущем исследовании последним. Статистика по совместным промокампаниям с магазинами-партнерами
не исключались из общей выборки.
Ситуация в июне
В начале лета в России снизилось количество новых зараженных коронавирусом. Введенные ранее ограничения смягчают. Начинается медленное восстановление активности покупателей в интернете. Люди уже не боятся покупать товары из Китая. Становится заметным рост продаж по сравнению с маем этого года. Кроме того, после отмены самоизоляции, многие пользователи возвращаются к привычным офлайн покупкам.
- В категории «Гипермаркеты» выросли объемы продаж на 20,8% и количество заказов на 9,1%. Сюда включены маркетплейсы: AliExpress, российский «Яндекс.Маркет» (Беру!) и им подобные.
- В категории «Электроника» также растут продажи на 33% и заказы на 5,4%. Этому помогли совместные промокампании кэшбэк-сервиса с магазинами «М.Видео» и «Эльдорадо», состоявшиеся в июне.
- В категории «Мода и стиль» продажи подросли на 61,7%, а количество покупателей на 33,3%. Во многих магазинах одежды в июне начались летние распродажи.
После многих месяцев полного запрета в России вновь разрешен внутренний туризм. Параллельно стартует период отпусков. Однако, внешние границы России по прежнему закрыты.
- В категории «Путешествия и туризм» продажи вырастают в три раза, а количество покупателей на 187,5%. Данные сравниваются с маем 2020 года. Нужно учитывать, что эти показатели составляют не более 10% от аналогичных данных за тот же период в 2019 году.
Ситуация в июле
Благодаря смягчению и отмене многих запретов, экономика продолжает восстанавливаться, но достаточно медленно. Доходы населения упали, покупательская способность также уменьшилась. Кроме того, лето является низким сезоном — в это время, как обычно, происходит общее падение спроса на товары и услуги.
- В категории «Электроника» растут продажи на 10,1%, хотя количество заказов уменьшилось на 17,3%. Продолжается промокампания с магазином «М.Видео».
- В категории «Гипермаркеты» продажи снизились на 9,7% и на 20,5% количество заказов
- В категории «Мода и стиль», напротив, объем продаж вырос на 27,1%, а количество покупателей на 23,7%. Прирост относительно мая еще заметен, хотя показатели уже продемонстрировали падение по отношению к июню.
Тем не менее, еще продолжается постепенное восстановление продаж в категории «Путешествия и туризм». Многие авиакомпании возобновляют регулярные рейсы, а туроператоры вновь начинают продавать путевки — уже на август и сентябрь.
- В категории «Путешествия и туризм» продажи растут на 536,5%, а количество покупателей на 556,3% — тем не менее, это не более одной пятой части от аналогичных показателей 2019 года.
Ситуация в августе
В августе происходит падение курса рубля к доллару. Этот также негативно повлиял на покупательскую способность пользователей. Восстановление экономики в августе замедлилось еще сильнее, зато увеличился рост безработицы. Однако, в некоторых категориях исследования рост продаж продолжился.
- В категории «Гипермаркеты» продажи выросли на 13,7% при общем уменьшении количества заказов на 2,1%. В магазине AliExpress состоялась распродажа «Миллионы скидок». Кроме того, стартовала большая промокампания кэшбэк-сервиса «Мегабонус» с AliExpress
- В категории «Электроника» продажи увеличились на 17,4%, хотя количество заказов упало на 16,1%. На рост оказали влияние промокампании с магазинами «М.Видео» и «Эльдорадо».
- В категории «Мода и стиль» объем продаж вырос на 4,6% и количество покупателей тоже — на 24,8%. Стала заметна тенденция уменьшения объема средних трат на пользователя. Вероятно, на этой категории товаров в кризис многие покупатели стремятся сэкономить.
- В категории «Путешествия и туризм», тем не менее, объем продаж вырос на 660,8%, а количество покупателей увеличилось на 671,9%. Снятие ограничений и открытие границ с некоторыми государствами оказало свое позитивное влияние. В этом месяце для россиян вновь стали доступны некоторые курорты в других странах. Появилась возможность съездить в Турцию, Черногорию и другие места.
Сентябрь
В это время в Россию пришла вторая волна пандемии. Правительство вновь начало вводить ограничения, хотя не такие жесткие как раньше. Очевидно, что это плохо отражается на процессе восстановлению активности потребителей. Рос продолжает снижаться как в оффлайн, так и в онлайн магазинах. Люди стремятся экономить. Параллельно продолжается ослабление рубля к доллару.
- В категории «Гипермаркеты» объем продаж увеличился лишь на 1%, зато произошло уменьшение количества заказов на 12,2%. Промокампания с AliExpress в сентябре продолжалась.
- В категории «Электроника» объем продаж вырос на 56,4%, а количества заказов на 18%. Увеличился средний чек. Вероятно, растет спрос на товары, которые пользователи хотят приобрести, пока не поднялись цены из-за курса валют. В сентябре продолжались промокампании с магазинами «М.Видео» и «Эльдорадо», повлиявшие на общую ситуацию.
- В категории «Мода и стиль» на 52% увеличился объем продаж, а количества покупателей на 51,7%. Начинаются осенние распродажи.
- Впервые за летний период в категории «Путешествия и туризм» замедляется рост продаж — всего +369,9% к объему продаж и +575% к количеству покупателей относительно мая 2020 года.
Резюме:
Кроме описанных данных стоит отметить, что в период с июня по сентябрь проявилась положительная динамика в подкатегории «Образование». За период самоизоляции заметно вырос спрос на онлайн-образование.
Вторая волна коронавируса продолжает менять ситуацию в различных секторах E-Commerce. Трудно строить прогнозы на будущее. Тем не менее, аналитики кэшбэк-сервиса «Мегабонус» считают, что ситуация в октябре будет в целом похожа на сентябрьскую.
Затем, в ноябре состоятся популярные распродажи — «11.11» и «Черная пятница». Это позволит, в частности, ритейлу показать значительный рост продаж. Но негативное влияние второй волны скажется на общей ситуации уже поздней осенью. Не стоит забывать также, что покупатели готовятся к новогодним праздникам и экономят средства. Поэтому, после ноябрьского роста продаж в декабре в сфере E-Commerce наступит общий спад.