Поисковое продвижение: почему ТОП-10 выходит из моды
У каждого пользователя свой ТОП-10
На протяжении последних лет поисковые системы сделали большой шаг в сторону персонализации выдачи. Это значит, что разные пользователи получают на свои запросы по-разному сформированную выдачу, и содержание ТОП-10 позиций будет отличаться — в зависимости от их предпочтений, то есть истории посещения сайтов и введенных поисковых запросов.
Вот как этот подход описывает Яндекс:
На один и тот же вопрос может быть несколько правильных ответов — в зависимости от нужд пользователя. Например, кому-то по запросу "nevermind" нужно найти перевод слова, а кому-то — альбом Nirvana. Персональный поиск умеет учитывать личные интересы и предпочтения пользователя и выбирать наиболее подходящий для него ответ.В основе персонального поиска лежит анализ поискового поведения — например, какие запросы задает человек, на какие сайты переходит, на каком языке общается с поисковой системой.
Выдача различается по регионам
Часто пользователи, вбивающие запрос в строку поиска, ожидают получить информацию, относящуюся к тому региону, где они живут. Например — об услугах или событиях в городе. По статистике Яндекса, среди всех запросов к этой поисковой системе доля региональных составляет от 15 до 30%.
На такие вопросы поиск отвечает по-разному в зависимости от региона. Например, по запросу [услуги адвоката] жители Самары и Нижнего Новгорода увидят разную выдачу — ссылки будут подобраны на сайты компаний и специалистов, оказывающих юридические услуги именно в их городе.
Пользователи компьютеров и смартфонов видят разный ТОП
Число пользователей мобильных устройств постоянно увеличивается, поэтому поисковые системы подстраиваются под их нужды. В частности, это выражается в том, что они стараются показать пользователям в первую очередь релевантные страницы, которые адаптированы для хорошего отображения на экране мобильных устройств.
Это значит, что результаты выдачи для одного и того же запроса, отправленного с компьютера и со смартфона, будут различаться — при прочих равных страницы, адаптированные под работу со смартфонами и планшетами, будут выше ранжироваться в мобильном поиске.
Сайты в выдаче перемешиваются
Еще в 2015 году Яндекс начал тестирование нового подхода к построению поисковой выдачи. Его суть заключалась в отходе от принципов формирования топа на основе априорной информации. Стандартный подход заключается в использовании заранее имеющейся информации о сайте после его индексации, а также корректировки топа с учетом поведения пользователей на сайте.
Если сайт ранжируется высоко, а пользователи быстро с него уходят не найдя нужной информации, его могут понизить в выдаче. Или наоборот, поднять его позиции, если аудитория задерживается на нем надолго.
Проблема здесь в том, что если страницы по какой-то причине могут ранжироваться низко и иметь небольшую аудиторию — в этом случае на определение степени полезности сайта придется потратить много времени. Чтобы избежать этой проблемы, Яндекс начал периодически показывать в топе страницы, по которым информации о поведении пользователей недостаточно. Это позволяет дать сайту больше трафика, и поведение вновь пришедших пользователей анализируется для принятия дальнейшего решения о повышении или понижении в выдаче.
Фактически, это означает, что поисковая система периодически перемешивает выдачу, добавляя туда сайты, по которым ей нужно собрать больше статистики. В результате позиции в выдаче по разным запросам в зависимости от времени могут различаться довольно сильно.
Заключение
Крупнейшие поисковые системы много лет ведут борьбу за то, чтобы сайты создавались для людей, а не роботов. Для этого предпринимаются шаги, осложняющие SEO-продвижение. Методы, работавшие вчера, сегодня уже не дают столь мощного эффекта, а анализировать результаты продвижения становится сложнее. И использовать для этого только фактор попадания в абстрактный ТОП-10 уже нельзя.
Ссылки и материалы по теме: