Накрутка поведенческих факторов: вред, как выявить и защититься
Ранее мы рассказали о том, что такое поведенческие факторы (ПФ) и какими они бывают. Почитать можно здесь. В этой статье вы узнаете, какой вред несет накрутка, как ее обнаружить и что делать, когда конкуренты крутят ПФ для своего или вашего сайта.
Да-да, если вы думали, что seo — только семантика и ТЗ, то дальше вам будет очень интересно.
Почему вредно
Вес ПФ в Яндексе — это 20% от всех параметров, по которым оценивается сайт. Для Google понятия «поведенческие факторы» официально не существует.
Накручивая ПФ, вы имитируете действия пользователей в глазах поисковых систем. На какое-то время это выведет вас в ТОП. Но гарантию, что у вас приобретут товар, услугу или ваш блог подсидит VC, вам никто не даст.
Еще один нюанс — с накруткой можно переборщить. Сайт накажет поисковая система — вас не будет в ТОПе, пока не исправите ситуацию.
Как найти накрутку у себя и конкурентов
Если конкуренты грамотно крутили ПФ, то вычислить это вы не сможете. Но, если за дело взялся дилетант, мухлеж можно обнаружить на раз-два.
Ни один сайт не может резко начать расти сам по себе. Даже белые методы SEO-оптимизации в редких случаях дают такой буст домену. Поэтому к конкурентам, которые внезапно обошли всех в выдаче, стоит присмотреться.
На графике — резкий рост видимости сайта в результате накруток ПФ, не делайте так.
Выявить накрутку ПФ можно по следующим признакам:
- Растет трафик из нецелевых регионов;
- Получили предупреждение от модераторов о наличии фильтра в Вебмастере;
- Внезапная смена устройства, с которого идет трафик. Например, если ранее основной поток шел с мобильных, то после накрутки — с десктопов.
- Рост роботности по Яндекс Метрике;
- Аномальный взлет по единичным запросам через Яндекс Вебмастер, раздел «Поисковые запросы»;
- Стремительный рост трафика, но изменений на сайте не было продолжительное время;
- Резкий спад позиций по высокочастотным запросам и снижение видимости. Скорее всего, дело в фильтре за накрутку ПФ, который Яндекс накладывает на сайт если видит неестественные и массовые действия пользователей.
Как защититься от накрутки
От накрутки ПФ, как и от сумы՛, лучше не зарекаться. Она опасна для сайта, вы уже в курсе. Это хорошо.
Но об этом знают и ваши конкуренты. Да начнутся голодные игры!
Обезопасить свой домен можно следующими способами:
- Использовать сервисы антифрода (находят и предотвращают манипуляции шулеров на сайте). Это Kraken (подходит только для Рунета), Forensiq и Fraudlogix;
- Подключить CloudFlare, Antibot.Cloud или подобные сервисы, которые будут отсеивать ботов;
- Обратиться к Платону Щукину (вымышленный персонаж службы поддержки Яндекса, бот). Свяжитесь с ним, но не верьте на слово — всю информацию лучше перепроверить.
Устанавливайте сервисы-антиботы заранее, как только открыли сайт для индексации. Если о способах защиты вы узнали только сейчас, то, возможно, после установки увидите следующие изменения:
- Меньше спама по формам обратной связи и скликиваний рекламного бюджета
- Снижение отказов, роботности и нагрузки на сервер
- Сайт уверенно стал держаться в ТОПе.
Вы вряд ли это заметите, но есть еще один приятный бонус. Конкурентам станет сложнее анализировать ваш сайт и делать аудиты. Сможете сохранить некоторые секреты продвижения в тайне (только без криминала!).
Понять, какой сервис подходит вам, можно только опытным путем. Желательно тестировать раз в два-три месяца, пока не найдете то, что нужно.
Я сделал, как вы сказали, но ничего не поменялось
Если вы были под фильтром, последовали всем нашим советам и заметили, что ботов стало меньше, нажмите на кнопку «Я все исправил» в Яндекс Вебмастере.
Сайт отправят на повторную модерацию и с большой вероятностью снимут ограничения.