Как управлять людьми, задавая правильные вопросы
Эффект фрейминга - когнитивное искажение, при котором люди по-разному реагируют на один и тот же вопрос, в зависимости от того, как он сформулирован.
Например, можно сказать: "Это лекарство не сработало для 4 людей из 10", а можно "Это лекарство помогло 6 людям из 10". В зависимости от формулировки, процент людей, которые согласятся на лечение, изменится. Стакан наполовину пуст и наполовину полон.
Эффект фрейминга используют, подменяя понятия:
- проблема -> возможность
- увольнение -> сокращение
- шпион -> разведчик
- геноцид -> этническая чистка
- насилие -> воспитание
и так далее..
Много раз в жизни вы столкнетесь с ситуациями, в которых эффект фрейминга будет использован против вас. Например, когда вам предложат "блестящую" возможность вложить куда-то деньги. Ситуацию усугубит эффект симпатии, поэтому отказаться от возможности будет крайне сложно.
В такой ситуации попробуйте следующее:
1. Уберите эмоциональный окрас. Изложите ситуацию на бумаге, опишите ее в цифрах, посчитайте выгоду и риски. Выждите хотя бы день.
2. Попробуйте переформулировать ситуацию, посмотреть с разных точек зрения. Оттолкнитесь от негатива: подумайте не о том, что вы приобретаете, а о том, что потеряете. Так, например, вложив деньги в предложенную возможность, вы не сможете потратить их на что-то другое, может быть более полезное.
Хотите развивать мышление? Подписывайтесь на мой канал в Дзене и Телеграме.