Главное Свежее Вакансии Образование
363 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Оснастка. Путь от идеи до внедрения

Перед компанией Металворк поставили задачу разработать комплект производственной оснастки для группы компаний, производящих легкие грузовики. Оборудование должно оптимизировать сборочное производство элементов подвески автомобилей.

Проект получился продолжительным, сложным и достаточно ресурсоемким.

Если конкретнее, то оснастка, которую заказали компании, применяется при производстве поворотного кулака. Автолюбители знают, что это одна из важных деталей подвески. С помощью кулака, который крепится к шаровой опоре, колеса имеют возможность поворачивать. К кулаку монтируются основные элементы подвески: ступицы, рулевые наконечники, стойки и элементы тормозной системы.

Почему качество решает?

От качества изготовления этой детали и ее прочности напрямую зависят комфорт и безопасность управления автомобилем. В грузоперевозках на кулак приходятся повышенные нагрузки, поэтому ответственность изготовителя этой детали должна быть априори на высоте. Соответственно, оснастка для изготовления этих деталей должна обеспечить точную геометрию. Иначе на выходе будет брак.

Точнее изготовлена оснастка, меньше времени будет уходить на первоначальную настройку станка и промежуточную ее корректировку. Это важно, станок приносит владельцу прибыль только когда он работает, а не простаивает в процессе настройки.

Еще один фактор: повторяемость деталей. Задача, которую решает оснастка: настроить станок один раз и дальше просто подавать заготовки. На выходе должна быть полностью идентичная партия изделий.

С чего начинается создание оснастки?

Получив заказ и техническое задание от заказчиков, специалисты компании приступили к разработке концепции. В этой части работы есть своя специфика: инженеры прорабатывают принципы крепления детали, рассчитывают жесткость конструкции с учетом технологий обработки и применяемых инструментов (информацию об этом заказчик предоставил заранее).

Концептуальное решение в итоге определяет стоимость проекта. Такой подход удобен и для разработчиков и для клиента, он сразу видит за что предстоит платить. После того, как концепция была принята, инженеры приступили непосредственно к разработке комплекта конструкторской документации.

Что такое конструкторская документация?

КД — это комплект подробных чертежей, в которых описана концепция — по сути, воплощение эксклюзивной идеи в формате, понятном любому технологу. По этим чертежам подрядчик сможет выполнить задумку уже в металле.

И, хотя разработка конструкторской документации — основная работа компании Металворк, это вовсе не означает, что на этом работа завершена. Как правило, разработчик сопровождает проект до момента внедрения. В том числе принимает решение о выборе площадки для производства оснастки по своим чертежам.

От чего зависят сроки изготовления?

В описываемом случае расчетный срок производства оснастки (включая конструкторскую разработку) составил 100 рабочих дней. Это оптимистичный прогноз, рассчитанный с учетом восьмичасового рабочего дня и при условии, что все будет идти по плану. К сожалению, бывает, что что-то происходит не так, как предполагалось: подводят поставщики оборудования, проблемы с логистикой и другие объективные факторы.

В любом случае в приоритете — качество работы и приносить его в жертву ради того, чтобы уложиться в расчетное время точно не стоит. В конце концов, про срыв сроков заказчик рано или поздно забудет, но, если качество окажется ниже ожидаемого, — такое не забывают!

Как ускорить производственной процесс?

Если возникает необходимость ускорить процесс, разработчик может привлечь дополнительные ресурсы. Стоить такая работа будет раза в полтора дороже. При этом следует понимать, что чудес не бывает и свой заказ клиент получит в лучшем случае на 30% раньше расчетного срока.

Может ли заказчик сэкономить и на чём?

Бюджет разработки и изготовления оснастки складывается из множества факторов. В основном он зависит от применяемых технологий, материалов и общих трудозатрат специалистов. Со своей стороны, разработчик может сэкономить деньги клиента, предложив простое и менее ресурсоемкое решение.

В случае с заказом автопроизводителя, удешевить проект можно было только за счет снижения качества материалов. На это в Металворкс принципиально не готовы пойти, так как это влечет вполне конкретные репутационные риски. Ну и люди, которые будут в дальнейшем работать с полученным оборудованием, вряд ли оценят такого рода экономию.

Как выбирали подрядчика?

Обычно, при выборе подрядчика главный ориентир — возможность обеспечить непрерывный цикл производства. Когда все оборудование расположено на одной производственной площадке, это сильно упрощает процесс создания изделия и контроль качества. Соответственно, снижаются и риски по срокам изготовления.

Производство оснастки решили разместить на одной из площадок-партнеров в Беларуси. На выбор подрядчика повлияли несколько факторов: с одной стороны, экономический — производство в РБ обходится немного дешевле, чем на российских заводах, даже с учетом логистики. С другой — качество работы и общая культура производства от этого не страдают. Скорее наоборот, там сохранилась очень хорошая школа, есть специалисты. Компетенции российских производственников, на фоне беларусов оставляют желать лучшего.

Как происходит контроль качества оснастки?

Управление качеством начинается до начала производства, с момента закупки материалов. Так, например, для критичных узлов контроль состава металла производится с помощью спектрометра. В случае особо ответственных и точных заказов делают промежуточные линейные измерения при помощи точно откалиброванных контрольно-измерительных инструментов: штангенциркуль Mitutoyo, контрольно-измерительная машина Carl Zeiss...

В процессе производства оснастка на каждом технологическом этапе происходит жесткий контроль. Центральная заводская лаборатория отслеживает допуски, а затем, после окончательной сборки, проверяет готовое изделие на соответствие конструкторской документации.

Любое отклонение от КД подрядчик обязан согласовать. В некоторых случаях может быть одобрена «разбежка» в размерах, но любое критичное отклонение точно повлечет перевыпуск детали.

Сейчас проект разработки оснастки для автоконцерна находится в стадии завершения. Скоро заказчик получит готовое оборудование. Обычно на этом этапе разработка может считаться завершенной. Но бывают и случаи, когда разработчику оснастки приходится присутствовать при процессе запуска технологической линии.

Каждый заказ — это отдельная история, каждый раз новая, но общее у них одно: ответственное отношение команды инженеров к работе на всех этапах: от идеи до внедрения.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем