Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
arrow-right Created with Sketch. Владислав Глебов 323 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Deadlock: как предотвратить внутрикорпоративные конфликты

Привет, я Владислав Глебов – управляющий партнер юридической компании MILTON LEGAL. Часто бизнесмены выбирают совместное предпринимательство, основываясь на общей концепции и схожем видении роста своего бизнеса.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Владислав Глебов — управляющий партнер юридической компании MILTON LEGAL

Партнеры аккуратно распределяют обязанности, определяют роли в компании и доли в бизнесе, но часто забывают о необходимости анализа рисков. Однако что произойдет, если в какой-то момент партнеры расходятся во взглядах? Споры могут возникнуть по множеству причин: от стратегии развития проекта до предпочтений в выборе инвестиционного фонда для привлечения инвестиций.

Дедлоки, как называются конфликты между бенефициарами, участниками и руководством компании, которые делают дальнейшую деятельность компании невозможной или затруднительной, являются основной причиной такой ситуации, что владельцы могут потерять свой бизнес.

Один из примечательных случаев — спор между А.Шухов и С.Соколовым, участниками компании, занимающейся электронными подписями под названием «Каталог». Шухов и связанное с ним лицо обладали 49% долей, в то время как Соколов имел 51%. Это типичный пример дедлока в равных долях.

Причиной возникновения дедлока стали изменения в законодательстве, требующие увеличения уставного капитала компании. Эти изменения должны были быть утверждены на собрании акционеров, но Соколов не присутствовал ни на одном из этих собраний, так как он не получал уведомлений о назначенных встречах.

В то же время Е. Шухов подавал заявления о сокращении доли Соколова до 1% из-за его невыплаты доли, которая должна была быть внесена для увеличения уставного капитала. Корпоративный конфликт привел к массовому увольнению сотрудников и продолжался в суде.

Все судебные решения подтвердили наличие конфликта между участниками. Это был конец истории. Участники остались в состоянии вражды, а бизнес вынужден был покинуть рынок.

Однако эта история могла иметь совершенно иной исход. Дедлок всегда предполагает переговоры и выбор такого варианта, который бы устроил каждую из сторон, хотя и с некоторыми потерями.

Как избежать неразрешимых ситуаций?

Основным инструментом предотвращения подобных ситуаций является составление корпоративного договора правильным образом.Корпоративный договор представляет собой договор об осуществлении своих корпоративных прав, в соответствии с которым стороны договора обязуются осуществлять эти права определенным образом или воздерживаться (отказаться) от их осуществления при наступлении определенных обстоятельств, в частности, ситуации deadlock.Заключение корпоративного договора регулируетсяст. 67.2 ГК РФ, ст. 32.1 ФЗ «Об акционерных обществах», п. 3 ст. 8 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью«.Корпоративный договор необходимо изначально создавать многосторонним, чтобы распространить его действие на всех участников юридического лица, в ином случае только стороны договора будут при ситуации deadlock действовать в соответствии с условиями корпоративного договора.В корпоративном договоре участники юридического должны описать, в каком случае начинают действовать условия корпоративного договора, то есть описать ситуацию «мертвой блокировки», длительной неявки или многократного несогласия по определенному вопросу деятельности юридического лица.

Что следует включить в договор:

  1. Установление границ полномочий каждого участника
  2. Для этого необходимо провести анализ основных задач и процессов бизнеса. Здесь необходимо определить, какие задачи относятся к каждому участнику и какие полномочия каждый из них имеет при принятии решений. Важно также ясно и четко установить порядок коммуникации и согласования действий, учитывая интересы всех сторон.
  3. Например, можно указать, какие решения могут быть приняты участником самостоятельно, а какие требуют согласия других участников или созыва общего собрания участников. Чем более подробные указания будут прописаны, тем яснее будут роли, права и обязанности каждого участника в компании.
  4. Выбор методов разрешения дедлока
  5. Невозможно быть готовым к каждой нестандартной ситуации, но гораздо проще справиться с непредвиденными обстоятельствами, если заранее разработать хотя бы грубые планы действий для случаев дедлока. Варианты решения таких сложных ситуаций могут варьироваться от традиционных переговоров и арбитража до привлечения медиатора или корректировки условий документов компании.
  6. Указание механизма реализации выбранного метода разрешения
  7. Для того, чтобы выбранный метод разрешения дедлока был эффективным и мог быть успешно применен в нужный момент, важно также прописать конкретные детали его реализации. Например, можно указать сроки, в течение которых стороны должны приступить к переговорам, или определить процедуру и сроки назначения независимой третьей стороны при использовании метода медиации.

Помимо важных пунктов в корпоративном договоре, партнерам необходимо ясно определить рабочие отношения и предварительно договориться о ключевых деталях сотрудничества. Один из самых важных аспектов — прозрачность всех процессов. Вот несколько ключевых моментов, которые помогут предотвратить конфликты между партнерами:

  1. Коммуникация и сотрудничество: Для избежания изолированности и стимулирования межфункционального сотрудничества необходимо применять открытую политику корпоративного управления. Принимайте положения, руководствуйтесь ими. При принятии сложных решений обращайтесь к исследованиям и привлекайте независимых экспертов.
  2. Четкое определение ролей и обязанностей: Убедитесь, что все участники понимают свои роли и обязанности, и что нет двусмысленностей или дублирования задач и функций.
  3. Распределение ресурсов: Эффективно распределите все ресурсы бизнеса (время, люди, бюджет) таким образом, чтобы обеспечить выполнение задач и проектов независимо друг от друга.
  4. Регулярный обзор и мониторинг корпоративного управления.

Корпоративные конфликты, приводящие к дедлоку, возникают даже у опытных предпринимателей, имеющих за спиной команду юристов. Один из наиболее заметных споров в наши дни — это конфликт бизнес-партнеров крупнейшего интернет-ритейлера "Юлмарт".Бенефициары не смогли достичь согласия относительно дальнейшего развития предприятия и его финансирования, что привело к краху бизнеса. Процесс банкротства интернет-ритейлера и других юридических лиц в холдинге продолжается уже более 4 лет и до сих пор не завершен.

Что делать, если дедлок уже наступил?

Варианты разрешения корпоративного конфликта:

  1. Исключение участника — это мера, которая обычно применяется, если один из партнеров нарушает установленные в компании правила или его решения наносят ущерб бизнесу. Проверьте учредительные документы на наличие такой возможности.
  2. Выкуп доли. Этот инструмент может быть реализован двумя способами:
  3. Одна сторона предлагает другой оценить свою долю, и вторая сторона может выкупить долю оппонента по предложенной цене или продать свою долю по такой же цене. Одна из сторон предлагает другой свою долю и ее оценку. Затем обе стороны направляют друг другу встречные предложения в запечатанных конвертах, которые вскрываются одновременно. Побеждает участник, предложивший более высокую цену.
  4. Возмещение убытков. Участник, вызвавший дедлок или поддерживавший его, должен возместить ущерб, нанесенный компании. Однако для того, чтобы такое возмещение было допустимым, необходимо доказать, что убытки возникли из-за дедлока и что действия (или бездействие) участника имеют непосредственную связь с убытками.
  5. Реорганизация — этот процесс позволяет изменить структуру компании (через выделение, разделение или преобразование юридического лица) , перераспределить полномочия, права и обязанности участников и, таким образом, разрешить конфликт.
  6. Ликвидация юридического лица с последующим дележом имущества — обычно является крайней мерой, однако на практике встречается не так редко.
  7. Решение конфликта через суд.

Расширение свободы заключения договоров решает множество проблем, но в то же время порождает корпоративные конфликты. Выбор приоритетных инструментов разрешения дедлоков в значительной степени зависит от серьезности конфликта и желания участников корпорации продолжать совместную работу.Например, обратите особое внимание на требования единогласия в определенных ситуациях. Проведите проактивный аудит. Эти минимально необходимые действия могут существенно облегчить ведение бизнеса в будущем и оправдать себя путем сохранения компании.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем