Стартап для Африки: специфика, которую нужно знать
Почему стоит рассматривать Африку как единый рынок
Кого-то может смутить обобщение, однако есть ряд причин, по которым Африку нужно рассматривать именно как континент — в качестве рынка для стартапа.
Первая причина: общая неразвитость, общие проблемы. Концентрация неразвитых стран по классификации ООН в Африке самая высокая — к ним относятся 33 из 55 государств. Единственное государство, относящееся к развитым — ЮАР. В остальных наблюдаются схожие проблемы.
Вторая причина: условное территориальное деление. Деление Африки на страны происходило искусственно, без учета этнических факторов. Фактически одна этническая группа оказывалась разделенной границей, это делает деление на территории очень условным.
Третья причина: интеграция на всех уровнях. В Африке действует большое количество торговых, дипломатических и иных союзов — это обусловлено высокой степенью родства народов, а также наличием одинаковых национальных интересов и проблем.
Благоприятные условия
Два главных позитивных фактора уже были названы — общий тренд бурного технического развития, а также сохранение нерешенных проблем, типичных для Африки.
Также благоприятную среду формируют:
- Стимулирующая политика государства. Правительства делают ставки в основном на такие направления, как добывающая промышленность, сельское хозяйство, энергетика, туризм и инновации.В некоторых африканских странах, например, в ЮАР, государством предусмотрено субсидирование компаний, работающих в вышеперечисленных отраслях. Для того, чтобы открыть бизнес в этой стране и переехать туда, необходимо инвестировать в экономику порядка 360 тысяч долларов, открыть несколько рабочих мест для местного населения.
- Взрывные темпы распространения мобильных устройств и интернета. Так Руанда проводит официальную политику по улучшению информационно-коммуникационной инфраструктуры с положительными результатами — количество пользователей интернета выросло с 25 тысяч до 1,2 миллионов, а количество пользователей мобильных устройств — с 42 тысяч (в 2000 г) до 3,5 миллионов.
- Помощь мирового сообщества. В развитии технологий в Африке активно принимает участие международные организации, например, МСЭ при ООН. При помощи иностранных компаний проводятся хакатоны, на которых решаются задачи, актуальные именно для африканского континента.
- Интерес венчурных инвесторов. В Африке видят большой потенциал: об этом свидетельствуют успешные проекты Parcelninja и M-KOPA Solar, которые в 2015-ом году провели крупные раунды финансирования (первый получил 1,7 млн.долларов). Общая сумма венчурного капитала, которую африканские стартапы получили за все недолгое время своего существования — порядка 500 миллионов долларов.
Однако главная причина начать стартап — в насущных проблемах африканского общества.
Проблемы и потребности
Рынок Африки — один из самых специфичных в мире. И причина не только в бедности, хотя и в ней тоже. Какие проблемы существуют на «черном континенте», какие потребности они порождают и какие технологические решения для этого создаются?
Преступность
Спокойно только в крупных городах и туристических местах — в остальном же уровень преступности очень высокий. Торговля людьми, вооруженные местные жители на улицах — здесь это всё еще привычная картина.
- Ushahidi — проект, где каждый может анонимно отправить сообщение о происшествии в единую базу данных: рассказать, что, где и когда произошло. Может работать без интернета, передавая данные по SMS. Область применения: выявление преступлений или информирование о пострадавших при стихийных бедствиях.
Бедность
Большая проблема африканского континента, ставшая актуальной задолго до появления нынешних технологий. На сегодня около 70% жителей континента живет за чертой бедности.
- Give Directly — благотворительный проект, делающий безвозмездные выплаты в размере 1000 $ бедным семьям. Деньги перечисляются в электронном виде на мобильный счет, получателя уведомляют по SMS. Компания анализирует, как каждая семья тратит деньги и предоставляет данные в открытом доступе на своем сайте.
- Omate Racer — недорогие смарт-часы, разработанные в Конго. Также часы обладают прочным корпусом, выдерживающим удары, поддерживают фитнес-программы и имеют функцию музыкального плеера.
- 22seven — сервис для управления личными финансами.
Финансовая безграмотность, неразвитость банковской системы, распространенность мобильных счетов
Мобильный банкинг в Африке примерно в 60 раз популярнее, чем в Европе. Используется как для переводов из Европы и США в Африку, так и для внутренних переводов. Отличается простотой и доступностью — завести мобильный счет может любой, а для перевода достаточно указать номер телефона получателя.
- MFS Africa — система мобильных переводов, в которой на сегодня зарегистрировано около 55 миллионов пользователей из 17 африканских стран. Комиссия сервиса довольно высокая (30% с транзакции), однако компания по-прежнему лидирует на своем рынке.
Проблемы сельского хозяйства
Большие площади некогда плодородной почвы Африки истощены из-за неправильного землепользования. Отсутствие культуры землепользования, равно как и культуры скотоводства, делает актуальным создание стартапов, ориентированных на сельское хозяйство.
- iCow — мобильный сервис, который выдает африканским фермерам рекомендации по скотоводству. Работает через SMS, нетребователен к мобильным устройствам.
Высокая безработица
Фактор, заставляющий коренных жителей отправляться на заработки в развитые страны, пытаются сгладить с помощью технологических решений.
- M4JAM — сервис «быстрой работы», где каждый может найти подработку в свободное время.
- Akira Chix — ИТ-образование для девушек с последующим трудоустройством. Нельзя в полной мере назвать технологическим стартапом, однако проект ориентирован на технологии.
Проблемы образования
Неграмотность — одна из первоочередных проблем континента, из которой вытекают десятки других. Университеты и школы переполнены, учебных мест хватает далеко не всем, а часть учеников просто не имеет возможности ежедневно ездить на учебу в другой населенный пункт. Технологические стартапы пытаются частично решить эту проблему:
- Sterio.me — по SMS-запросам ученики получают заранее приготовленные голосовые сообщения от учителей с учебными материалами.
- Dapt.io — ресурс адаптивного образования, где каждый может подобрать себе учебные курсы в соответствие с уровнем подготовки.
Низкая распространенность мобильного интернета
Мобильная связь в Африке представлена двумя крупными операторами и распространенность мобильных телефонов заметно выросла за последние годы, но мобильным интернетом пользуются немногие.
- Frontline SMS — приложение, которым пользуются некоммерческие организации для быстрого оповещения сельских жителей об изменениях погоды, стихийных явлениях и других важных событиях. Фактически это онлайн-мессенджер, доступный без интернета (сообщения можно отправлять за небольшие деньги по SMS).
Полиязыковое пространство
Даже в отдельно взятой стране количество языков, на котором говорит население, может приближаться к десятку. Кроме коренных африканских языков, это также могут быть английский, французский или португальский. Так в Южной Африке распространено 11 языков, а местный житель может разговаривать на их смеси.
- Aweza — приложение, которое помогает переводить фразы с одного диалекта на другой, тем самым стирая языковые барьеры.
Другие этнические и культурные особенности
В Африке всё не так, как в европейском мире. Поэтому иногда можно решать совершенно экзотическую проблему — как сделали разработчики следующего приложения:
- Maramoja — сервис для заказа такси, причем водитель будет выбираться среди друзей в социальных сетях или друзей друзей. Жители Кении, на которых и ориентировано приложение, привыкли пользоваться только услугами знакомых таксистов, для них таксисты — что-то вроде друзей семьи, близкие люди.
Это далеко не полный список
На африканском континенте привычными являются энергетические кризисы, причем даже в странах-экспортерах нефти, недавний пример это подтверждает.
Также почти для каждой бедной африканской страны актуальна проблема антисанитарных условий — проект Sanergy предлагает решение: уличные биотуалеты перерабатывают отходы жизнедеятельности в удобрения, пригодные для сельского хозяйства.
Проблема бедности решается не только выпуском приложений для контроля финансов — так, например, компания Fenugreen FreshPaper выпускает бумагу, пропитанную определенным составом. Продукты, завернутые в нее, хранятся до 4 раз дольше, а вопрос хранения критически важен для бедных семей.
Как мы видим, технологические стартапы не могут решить все проблемы, но это не повод не искать новые идеи.
Заключение
Африка — это рынок, который переживает бурное развитие, при этом исторически сложившиеся проблемы африканского континента никуда не ушли и с ними продолжают бороться. Безработица, преступность, голод, всё вышеназванное.
С другой стороны, современное стартап-сообщество в развитых странах медленно подбирается к своему кризису — кризису идей. Каждый грезит создать свой технологический бизнес, но при этом по-настоящему разбираются в проблемах общества единицы. К этому добавляется конкуренция на стартап-рынке — и в итоге выживают немногие.
Поэтому Африка — это благодатная почва для стартапов, которые хотят не просто провести пару раундов инвестиций и кануть в небытие, но принести настоящую пользу целым народам и странам.