Стартапы, которые купил Facebook
Facebook известен своими аппетитам к поглощениям. Ежегодно компания тратит десятки миллионов, а иногда и миллиарды долларов на покупку технологических стартапов. При этом в большинстве случаев суммы сделок не разглашаются и остается только догадываться о настоящих цифрах. Как бы там ни было, Facebook сегодня — один из главных покупателей на рынке tech-стартапов. И каждый стартап мечтает попасть в его продуктовую корзинку.
Сегодня приведем немного любопытных цифр на эту тему.
Сколько проектов купил Facebook за всё время
Из тех сделок, что были афишированы — с 2005 года по сей день Facebook совершил 58 сделок. Самая первая — покупка доменного имени facebook.com за 200 000 $ в 2005-ом. Последняя на данный момент — покупка шотландского стартапа Two Big Ears, занимавшегося VR-звуком. Ожидаемо, учитывая, что два года назад социальная сеть приобрела Oculus VR за немалые 2 миллиарда.
Общая сумма сделок за всё время
Суммарно Facebook потратил на покупку технологических стартапов 23 124 700 000 $. При том, что серьезную экспансию социальная сеть начала только с 2008-го года — именно тогда была совершена первая крупная покупка: социальная сеть ConnectU была куплена за 31 миллион долларов. А о регулярных множественных сделках можно говорить только с 2010-го.
То есть в среднем Facebook тратит около 3 миллиардов долларов в год на покупку сторонних проектов. Хотя статистику серьезно испортила самая громкая сделка компании — о ней далее.
Самые дорогие приобретения Facebook
Конечно, самой дорогой покупкой для Facebook стал мессенджер WhatsApp — в феврале 2014-го компания выложила за него те самые фантастические 19 миллиардов.
Можно составить небольшой топ покупок Марка Цукерберга:
- WhatsApp — 19 миллиардов долларов — 2014 г.
- Oculus VR — 2 миллиарда — 2014 г.
- Instagram — 1 миллиард — 2012 г.
- LiveRail (видеореклама) — 500 миллионов — 2014.
- Microsoft Atlas (рекламная платформа) — 100 миллионов — 2013 г.
- Face.com (распознавание лиц) — 100 миллионов — 2012 г.
Основной массив сделок находится в интервале сумм 10-85 миллионов долларов.
О скольких сделках Facebook мы мало что знаем
На сегодняшний день известно о 21 сделке — мы знаем подробности и цифры. А еще 37 остаются в тени — подробности известны в меньшей мере, суммы неизвестны совсем.
Есть еще ряд сделок, которые в принципе не светятся в СМИ — особенно если речь идет о покупке с последующим закрытием стартапа. Пример: платежная система Tugboat Yards, которую Facebook выкупил, включил команду в свой штат, а проект закрыл.
Стартапы каких стран чаще покупает Facebook
Если хотите, чтобы на ваш стартап обратил внимание Цукерберг — езжайте в Кремниевую долину. Хотя нет, не так. Делайте интересный и качественный продукт, а потом езжайте в Долину.
У приобретенных социальной сетью стартапов следующее происхождение.
- 43 проекта из США (из них 14 — из Кремниевой долины).
- 6 из Великобритании (в том числе израильский стартап Snaptu, купленный за 70 миллионов и Lightbox.com, сумма продажи которого не разглашается).
- 3 из Израиля (все довольно известные — Pebbles, Face.com, Onavo, суммы 60-100 миллионов).
- По 1 проекту из Беларуси, Канады, Финляндии, Индии, Малайзии и Нидерландов.
Какие технологии интересовали Facebook тогда и сейчас
2009-2010
Социальный этап. Facebook интересуют технологии: фотохостинг и шейринг, ветки обсуждений, хостинг и шейринг файлов, обновление статусов, рекомендации путешественникам. Этап знаменует покупка патентованных алгоритмов Friendster за 40 миллионов и покупка файлового хостинга Drop.io за 10 миллионов).
2011
Мобильный этап. Мобильная оптимизация, групповые чаты. Самая заметная покупка — Snaptu, продукт, помогающий пользоваться современными мобильными приложениями на бюджетных смартфонах, сумма сделки — 70 миллионов.
2012
Этап фотоконтента. Фотошейринг, распознавание лиц на фото, подарки внутри соцсети, социальная аналитика. Главная покупка — Instagram за 1 миллиард долларов, сервис фотошейринга Lightbox и сервис распознавания лиц Face.com.
2013
Этап кроссплатформенности. Facebook делает ставку на рекламные сети, использующие данные как десктопных, так и мобильных приложений (покупка Atlas за 100 млн), интересуется мобильной аналитикой. Покупает компании, занятые в сфере мобильного ПО (знаковая сделка: Parse за 85 млн.) и разработки кросс-платформенных игр (Spacesport).
2014
Этап VR и захвата новых рынков. Социальная сеть сохраняет интерес к аналитическим платформам (Branch, Little Eyes Lab, аналитические платформы, сделки по 15 млн.). Facebook всё сильнее превращается в рекламный инструмент и покупает платформу монетизации видеоконтента LiveRail за 500 млн. Курс на монетизацию за счет рекламы толкает компанию к покупке самых перспективных проектов на рынке: мессенджера WhatsApp (19 млрд.) и VR-технологии Oculus (2 млрд.). Ведется работа по развитию VR-направления (куплен музыкальный продакшен WaveGroup Sound).
2015
Поддержка курса на VR/AR и новые рынки. Тренд сохраняется. Facebook догоняет других лидеров технологического рынка, купив сервис распознавания речи Wit.ai. Приобретены два стартапа в сфере виртуальной и дополненной реальности: сервис управления жестами Pebbles и проект Surreal Vision. Также в 2015-ом компания покупает команду поисковика TheFind, который показывает товары в близлежащих магазинах — тем самым продолжая совершенствовать рекомендательные механизмы, чтобы предлагать рекламодателям еще более совершенный таргетинг.
2016
Этап видеоконтента? Пока что рано делать выводы, но две последние сделки, MSQRD (распознавание лиц с камеры, наложение масок на лету) и Two Big Ears (VR), говорят о том, что что в ближайшее время Facebook будет нацелен на проекты, которые занимаются перспективной отраслью VR, видеостримингом, видеочатами и всем, что так или иначе связано с видеоконтентом. Вероятно, вскоре стоит ждать покупки еще одной рекламной платформы, монетизирующей видеоконтент. Увидим.
___________
Если занимаетесь tech-стартапами и мечтаете, что вас в будущем купит Facebook — вы знаете, что делать. Если не подходите под критерии — ничего страшного, есть же еще один тяжеловес рынка, любящий всех скупать.
Делитесь ссылкой на обзор с друзьями (в фейсбуке, точно) — так у нас будет больше стимула сделать аналогичный обзор для Google.