Чем так опасны распределенные команды для стартапов
Кадр из игры Octodad, где, управляя каждой конечностью осьминога по-отдельности, нужно делать повседневные человеческие дела: завязать галстук, обнять дочь, почистить зубы и т.д. Как нам показалось, отлично иллюстрирует случай.
Почему стартапы выбирают распределенные команды
Самое главное преимущество, которое обычно и решает — дешевизна. На содержание офиса и рабочих мест обычно уходит приличный объем ресурсов (в районе 20-40%). Особенно если офис в столице, а не где-то на задворках Родины. Кроме того, при желании можно сэкономить на зарплате — программисту из региона можно платить среднюю московскую зарплату и он будет счастлив.
Вторая значимая причина — в стартап всегда стремятся набрать лучших из лучших. А локальный рынок свободных кадров всегда ограничен, даже в крупных мегаполисах. Зачем соглашаться на компромиссы, если можно найти людей в Европе, Азии, Штатах, да хотя бы тех же русскоговорящих эмигрантов с опытом работы в Google? Мир знает крайне мало кейсов, когда бы такие возвращались в родное Бутово.
Итак, это плюсы распределенной команды. Однако реальность сурова, как и всегда.
С какими сложностями вы столкнетесь при работе с распределенной командой
Главные факторы, из которых вытекают все последствия работы с удаленщиками — это:
- Физическая удаленность.
- Временные разрывы.
- Языковые барьеры (при работе с иностранцами).
Отсюда трудности:
Глухой телефон
Самая банальная проблема — язык. Казалось бы, веди коммуникации на английском — и всё будет в порядке. На деле, это просто еще один ограничитель для набора персонала. В IT-сфере людей, которые бы никак не знали английский, мало, но реликты встречаются. И, к тому же, вы никогда не сможете точно определить, что на том конце провода вас идеально поняли — сказать, что, мол, yes, all is clear может каждый.
Еще больший риск — пытаться транслировать задачи иностранному коллеге с помощью переводчика. Такие даже вакансии есть, что удивительно. Любой, кто имел дело с постановкой задач, знает, что даже на родном языке задача, прошедшая через двоих-троих менеджеров, доходит до исполнителя в весьма искаженном виде. Принцип глухого телефона.
Неоперативное решение проблем
Если у что-то вдруг сломалось или у кого-то возникли проблемы с задачей — не получится быстро подойти к человеку, увидеть проблему своими глазами, подсказать решение на пальцах.
Придется назначать конфколл (простите за термин), причем в такое время, когда всем будет удобно.
Психологическая изоляция
Человек, который находится на тысячи километров от вас, чувствует себя защищенным. От того, что вы подлетите к нему с дикими воплями. От того, что вы вызовете его на неприятный разговор в свой кабинет.
Проще говоря, чувствует свою безнаказанность — и со временем может начать работать хуже. Конечно, это полностью зависит от личности, но распознать такого приспособленца сразу — практически нереальная задача.
Ниже заинтересованность в проекте
Стартапы не зря столько внимания уделяют атрибутике — всё делается для того, чтобы сплотить команду вокруг Идеи. Учитывая, какими темпами идет работа в любом технологическом стартапе, заразительный энтузиазм — очень важный клей, который не дает команде развалиться.
Распределенная команда, как бы вы ни старались, останется себе на уме. Энтузиазма стоит ждать только от молодых ребят, которых пьянит сама идея работы в крутом стартапе. Но это до той поры, пока они не привыкнут и задачи не станут для них простой рабочей рутиной.
Временные лаги
Проблема, на которой многие сдаются — решают снимать классический офис, и населять его классическими работниками.
Основная нагрузка ложится на плечи руководителя и менеджеров. Тех, кто отвечает за коммуникацию, проще говоря.
В зависимости от того, насколько распределена ваша команда, вам придется ломать собственные биоритмы и порой придумывать совершенно безумное расписание. Вроде такого: работа с 6 утра до 12 дня, потом перерыв до 16, с 16 до 18 снова работа, которая возобновляется в отрезок с 22 до 24.
Ничего особенного, просто только так у вас получится эффективно вести коммуникацию со всей командой, контролировать результаты и успевать общаться с клиентами.
Непрогнозируемые точечные форс-мажоры
Если ваш офис со всей командой вдруг затопило, выключилось электричество, упал интернет или произошел другой бытовой коллапс — из строя на некоторое время выходит вся команда. Не страшно: сориентировались, решили проблему, все снова в строю и начинают с того же момента.
Вероятность того, что такой казус произойдет с вами — невысокая.
А теперь представьте, что у конкретного члена команды вдруг в квартире прорвало трубу. Он выпадает из процесса на день. Связанные с ним задачи стоят. Люди, которые ждут от него их решения — тоже простаивают. Притом, что у вас никаких происшествий — все бодры, веселы и хотят работать. Но не могут.
Приходится изворачиваться, искать задачи на замену, перенаправлять на другого исполнителя — одним словом, работать приходится менеджеру.
И всё бы ничего, только такие точечные непредвиденные обстоятельства будут происходить в самый неожиданный момент. И в сумме сильно чаще, чем если бы вся команда сидела под одной крышей.
Тоска по живому
Часто технические специалисты — люди замкнутые, они комфортно себя чувствуют наедине с собой и не особо стремятся трещать с коллегами на перекуре. Но это не правило, скорее, доказанный стереотип.
Дело в том, что для многих людей, особенно которые только недавно перешли с офисной работы на удаленную — общение критично важно. И они могут попрощаться с вашим проектом просто потому, что истосковались по живому общению.
Помните, что это только вы — самоотверженный камикадзе. А у людей — простые людские потребности.
So slow или скорость ответов
В распределенной команде нет чудесной возможности: подойти к человеку, задать вопрос лично и тут же получить ответ. Какую цель вы этим преследуете — застать врасплох или ускорить получение ответа, не так важно. Важна сама возможность.
Удаленный сотрудник будет отвечать на неудобные вопросы, когда ему захочется — через час, через пять часов, завтра. Или когда у него будет готов убедительный ответ (или оправдание, по ситуации).
Аргументация при этом будет такая, что ее невозможно будет проверить — не увидел, был оффлайн, был занят и так далее.
Как бороться с трудностями распределенных команд
В сумме все эти проблемы дают одну — называется низкий темп работы над проектом. За счет мотивации, больших затрат на менеджмент, проблем коммуникации и так далее.
С другой стороны, для многих свой офис, рекрутинг команды в пределах города и близлежащих населенных пунктов — это лишние барьеры. Нужно сейчас, быстро, профессионально и круто.
До того, как вы разработаете такой процесс и систему контроля, в рамках которых можно было бы эффективно работать с командой удаленщиков — пройдет много времени. Слишком много. И проект в это время будет знобить от неопределенности. Никто такой судьбы не хочет.
На самом деле, еще одно решение, которое многие игнорируют — это разработка стартапов готовыми аутсорс-командами. Мы у себя их называем командами в аренду.
Есть готовая, сработавшаяся команда из самых разных специалистов — обычно для техно-стартапов нужна связка профильных разработчиков по нужной технологии, плюс проектировщики, дизайнеры и специалисты по качеству. Арт-директор и технический директор, которые могли бы проконсультировать и направить команду. Короче говоря, продакшен. Все работают под одной крышей — проблемы распределенной команды можно списывать со счетов.
С другой стороны, маркетинг, growth hacking и прочие стратегические вещи основатели обычно забирают на свою сторону — или нанимают специалистов в штат, или, опять же, работают удаленно. Только в таком случае менеджмент вздыхает с облегчением — всё-таки это не то же самое, что постоянно держать в узде всю команду.
К слову, по подобной модели стартовали многие известные сегодня проекты — мы как-то делали подборку из стартапов, разработанных на аутсорсе.
Поэтому не бойтесь доверять продакшен тем, у кого для этого есть готовая выделенная команда. Ну или традиционная схема — строить всё и сразу с нуля, здесь уже вам решать.