Зачем бизнесу мобильное приложение и нужно ли вообще?
Сегодня цифровой мир двигается в сторону все более близкого контакта с пользователем, заполняет все больше сфер и областей его жизни.
Не так давно бизнес смотрел недоверчиво и с непониманием на веб-сайты, но сегодня даже бизнесы старой закалки имеют сайты.
Те, кто ранее одним из первых поверил и разглядел зерно возможностей в сайтах, вышли на новый digit-рынок, где, тогда еще, не было конкуренции. О результатах говорить не буду, думаю, вы понимаете.
С нишей мобильных приложений сегодня происходит та же ситуация: этот рынок имеет перспективы, которые пока мало кто разглядел.
(Оговорюсь: сравнение с сайтами считаю несколько грубым, т.к. все же есть свои нюансы, но абсолютно справедливым).
Итак, зачем же сегодня бизнесу мобильное приложение и нужно ли вообще?
Скажу сразу – да, нужно. Но, все-таки есть ниши, где мобильные приложения для бизнеса неэффективны. Давайте по порядку.
В чем суть мобильного приложения?
Базово, можно выделить следующие типы мобильных приложений:
- Приложения для внутреннего (в бизнесе) использования. (это CRM, это мессенджеры, это калькуляторы для сотрудников и т.д.).
Сейчас очень остро стоит вопрос автоматизации всего, чего только можно (взгляните на тот же Uber). В том числе автоматизации внутренних процессов компании: больше не нужно посылать голубя, чтобы сообщить новость руководству. Достаточно открыть мессенджер и отправить сообщение.
Помимо всего прочего, сотрудников можно наградить внутренним мессенджером, мобильной CRM-системой, сложным калькулятором для проведения специфических расчетов, task-трекером и т.п. Более того, можно даже отслеживать перемещения сотрудников.
Преимуществ масса, но главное – это, конечно, мобильность. Теперь необязательно иметь при себе компьютер. Достаточно смартфона.
Приложение экономит время, сотрудников, а, следовательно, деньги бизнесу.
- Приложения для клиентов
Этот вид приложения я бы описал так:
Это ваш карманный сотрудник-шпион-аналитик, который всегда на чеку и всегда готов принять заказ у пользователя, проконсультировать или обслужить. О том, почему шпион, расскажу ниже.
Как правило, приложения этого типа продают вашей ЦА ваши товары и услуги. Также есть различного рода системы лояльности, которые допродают (суть та же – продажа).
В чем же польза приложения, если есть сайты, оффлайн магазины и офисы?
Мобильное приложения, в этом смысле, это совершенно другой уровень взаимодействия и общения с вашими клиентами.
Если, в случае с сайтом, пользователь нашел вас, сделал заказ, и ушел, то с приложением ситуация иная.
Если клиент установил ваше приложение к себе на телефон – то, считайте, вы у него в кармане 24/7. Поэтому при возникновении потребности в вашем товаре или услуги, пользователь пойдет уже не в браузер искать, где купить, а откроет ваше приложение и сделает заказ.
Таким образом мы пришли к первой важной выгоде мобильного приложения – бесплатные повторные продажи. Это уже LTV (life time value). Сегодня это важный показатель, и стоит ориентироваться именно на него, а не на средний чек, как это было раньше.
Кроме того, потерять такого верного вам клиента, гораздо сложнее, потому что, для того, чтобы он удалил ваше приложение, должно произойти что-то действительно существенное (откровенно плохой сервис, кардинальные изменения потребностей и т.д.).
Конечно, 1 установка приложения стоит дороже, чем 1 лид на сайт, но и заработает бизнес в итоге с него, как правило, больше.
Кроме всего прочего, ваш карманный сотрудник-шпион может побуждать пользователя воспользоваться вашими услугами или просто напомнить ему о том, что вы есть. Для этого есть push-уведомления. Это вторая выгода и особенность мобильного приложения. Вещь абсолютно бесплатная, но очень эффективная (главное, не перестараться – ведь если засыпать пользователя уведомлениями, он их может отключить).
Таким образом, бизнес достигает более близкого и личного общения со своей целевой аудиторией.
А теперь о том, почему же шпион. Все просто. Мобильное приложения может собирать разного рода статистику и информацию о вашей ЦА, вплоть до того, где пользовать находиться, какими маршрутами передвигается и тд. И это 3-я выгода.
К этому типу приложений относятся интернет-магазины, программы лояльности, приложения по заказу услуг и тому подобные.
Приложение продает. 24 часа в сутки, 7 дней в неделю оно готово принять заказ или проконсультировать вашего клиента, причем оплачиваете вы лишь 1-ый раз (установку). Оповещение клиентов об акциях, и новинках или просто напоминание о том, что вы есть (как фишка – можно желать доброго утра или поздравлять с праздниками).
- Стартапы
Есть еще один базовый тип мобильных приложений – стартапы. Но стартап – это по сути бизнес вокруг приложения (а не наоборот), поэтому это не тема сегодняшней статьи.
Поговорим об этом в другой раз.
Почему мобильное приложение полезно не всем?
Есть ниши, в которых мобильное приложение попросту не нужно. Совсем. Таких ниш немного, но все же они есть. Далеко ходить за примером не буду, возьмем нашу нишу – разработка мобильных и веб приложений. Продавать дорогостоящее ПО через мобильное приложение – слишком малоэффективно, на мой взгляд. Была идея сделать приложение-портфолио, где бы мы показали все свое мастерство и виртуозность в разработке приложений. Не говорю, что делать мы этого точно не будем, но это скорее фишка, нежели канал продаж.
Считайте ROI, все, в конце концов, упирается в него.
Если ваша компания еще совсем молодая, то, возможно, сперва вам стоит обратить внимание на более дешевые способы привлечения клиентов и продаж.
Итог:
Я считаю, каждый бизнес должен рассмотреть для себя мобильное приложения в том или ином ключе. Поскольку это совершенно иной, более тесный и оперативный уровень взаимодействия с клиентами и сотрудниками.
Пока что не все к этому пришли, и многие бизнесы еще смотрят на приложения с долей скепсиса, а кто-то уже осваивает новый рынок и перспективы.
Я не призываю всех сломя голову разрабатывать мобильное приложение. Я советую, как минимум, обратить на этот инструмент внимание, посчитать его рентабельность для вашего бизнеса, и уже исходят из этого принимать решение.
--
Если по данной теме у вас есть вопросы или же вы хотите получить консультацию – обращайтесь к нам на почту: hello@mobiledevelop.ru.
В следующий раз расскажу о теме:
Какую статистику может собирать мобильное приложение?
--
Никита Гончаров
CEO MobileDev