Главное Свежее Вакансии   Проекты
633 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

14 показателей продаж, которые стоит отслеживать бизнесу

Аналитика в продажах — это возможность построить систему постоянного привлечения клиентов.

14 показателей продаж, которые стоит отслеживать бизнесу.

Собирая статистику, бизнес может фиксировать результаты работы, оценивать продуктивность персонала, планировать выручку и строить обоснованные гипотезы о том, что нужно сделать для дальнейшего развития и увеличения прибыли.

Отслеживать полезно не только количество сделок и объем выручки — эти показатели демонстрируют общую ситуацию в конкретный момент, но не помогают разобраться в сути процессов продаж. Вот еще несколько ключевых показателей эффективности, которые полезно анализировать бизнесу.

Прирост продаж.


Количество сделок и объем выручки стоит отслеживать не как конкретное число, а как динамическую величину. Обычно это один из ключевых показателей в любой CRM, но можно построить графики в Excel, достаточно собирать эти данные каждый день.

Важно не просто следить за изменениями графика, но и связывать их с какими-то событиями. Например, если есть резкое падение продаж, возможно, в эти дни на работу не вышел кто-то из сотрудников? Или стоит изучить графики за более длительный срок, возможно, это условная «сезонность» бизнеса — спады и подъемы продаж в зависимости от дня недели или месяца.

Conversion Rate — конверсия лида в покупателя.


Считать нужно так: количество реальных клиентов делим на количество потенциальных, то есть обработанных менеджером коммуникаций, и умножаем на 100.

Если конверсия падает, то причины могут быть следующие:

  • проблемы на стороне маркетинга: привлекают лиды, не заинтересованные в сделках;

  • проблемы на стороне менеджеров: плохо работают, не заботятся о клиентах, не выясняют их потребности и не формируют целевое предложение.

Сам по себе показатель конверсии ни о чем не говорит: в зависимости от специфики бизнеса удачной может быть конверсия и в 1 %, и в 10 %. Важно, как она меняется у отдела в целом и у конкретного менеджера за какой-то период. Если стабильно падает, это проблема. Если есть небольшие подъемы и падения, это нормально.

Количество клиентов на каждой стадии сделки.


Любую систему продаж можно представить в виде абстрактной дорожной карты, поэтапного плана. В маркетинге это называют воронкой продаж, по которой потенциальные клиенты как бы двигаются до сделки.

В каждом бизнесе своя воронка, например:

  1. 1-й этап — клиент оставил заявку на сайте;
  2. 2-й этап — менеджер созвонился, узнал потребности;
  3. 3-й этап — клиент взял паузу на размышления;
  4. 4-й этап — менеджер перезвонил;
  5. 5-й этап — сделка.

Количество клиентов на разных этапах и то, как меняется это количество в динамике, показывает общее состояние вашего конвейера продаж. Вы можете анализировать процентное соотношение между этапами, искать аномалии и следить, чтобы всё работало хорошо.

Повысить качество работы менеджеров, увеличить клиентскую базу и средний чек с помощью Контур.CRM. Попробовать.

Например, вы видите, что клиенты начали скапливаться на третьем этапе. Проверили звонки в CRM и обнаружили, что менеджер не пытается договориться о конкретной дате созвона с раздумывающим клиентом. Сотрудник не хочет звонить сам, он ждет, что клиенты будут проявлять инициативу. Это противоречит правилам продаж. Значит, проблему можно решить — например, повышением мотивации менеджера или управленческим решением. Тогда показатели вернутся в норму.

Среднее время, затраченное на каждую стадию продаж.


Нужно выяснить количество часов, которое в среднем отводится на каждую стадию продажи. Простейший вывод, который можно получить из этой метрики, — сколько клиентов отказываются работать с компанией, потому что им просто надоело ждать.

Если анализировать глубже, можно вскрыть проблемы в процессах. Заметить, что менеджеры подсознательно не хотят переходить к какому-то этапу продажи, например, потому что им приходится работать с неудобной программой или они считают свои действия бессмысленными или непродуктивными.

Показатели по источникам лидов.


Обычно отслеживают средние чеки или общую сумму за отчетный период, которые принесли покупатели из какого-то источника лидов. Например, оставили заявку на вашем сайте после просмотра рекламы у конкретного блогера или позвонили на уникальный номер, который вы напечатали на уличном баннере.

Можно анализировать еще больше и выстроить свою систему аналитики со всеми метриками для каждого источника — разобраться в средней конверсии лида из источника, понять, много ли клиентов приходит и как быстро они двигаются по этапам сделки.

Выводы, которые делают исходя из аналитики источников: стоит ли увеличивать финансирование этого канала клиентов, и если да, то сколько продаж это может принести.

Строя аналитику каналов, важно исключить влияние сторонних факторов, например, убедиться, что менеджеры одинаково хорошо отрабатывают всех потенциальных покупателей из всех источников.

Churn Rate (CR) — показатель оттока клиентов.


Это число ушедших клиентов, разделенное на общее количество клиентов. Подойдет для компаний, которые занимаются долгосрочными отношениями с покупателями.

Отслеживать CR лучше периодически, конкретный срок зависит от времени, которое нужно клиенту для полноценного знакомства с вашим бизнесом.

Например, вы продаете занятия в студии танцев. С количеством сделок все хорошо, но CR растет. Это означает, что менеджеры привлекают клиентов, которым что-то не нравится: возможно, с занятиями что-то не так или менеджеры плохо выясняют потребности покупателей. Пока аудитории у бизнеса много, он существует за счет новых клиентов, но когда-нибудь они закончатся и у компании могут появиться проблемы.

Customer Retention Rate (CRR) — показатель удержания клиентов.


Нужно сначала от количества клиентов в конце отчетного периода отнять количество новых клиентов за этот период. И результат поделить на количество клиентов в начале периода.

В студии танцев в конце месяца занималось 150 человек, а в начале месяца — всего 100 человек. Новички — 30 человек. (150-30)/100 = 1,2.

Сравните эту метрику с показателем оттока клиентов. Если CR больше CRR, значит, в системе что-то не так, в бизнес приходит меньше людей, чем уходит.

CR и CRR обычно используются в CRM-системах, но их можно считать и вручную, например, раз в месяц.

Многие компании стремятся получить новые лиды, в то же время они забывают о тех, кто ранее уже приобрел товар или услугу. Сделать продажи — умение, превратить клиента в постоянного покупателя — мастерство.

Если ваш продукт подразумевает многократное использование, а подавляющее большинство клиентов «пропадает» после первой покупки, стоит задуматься о способах удержания, проанализировать пользовательский опыт и получить обратную связь.

Борис Сысоев

основатель HR-стартапа TestWork.io

Customer Acquisition Cost (CAC) — стоимость привлечения клиента.


Это скорее маркетинговый показатель, но отделу продаж его тоже полезно знать. CAC показывает, сколько бизнес тратит в среднем на совершение одной сделки. Сначала считают все расходы на покупателя: рекламный бюджет, затраты на зарплаты рекламщиков и продавцов. Получившееся число делят на общее количество привлеченных покупателей за отчетный период.

Систематизировав все расходы на привлечение клиентов и совместив их с другими метриками, вы можете попробовать их сократить и упростить. Например, вы посчитали CAC от уличной рекламы и выяснили, что показатель большой. Клиентов из этого канала приходит мало, и они очень дорогие. Можно попробовать отказаться от баннеров и перенаправить бюджет на другие источники трафика.

Average Revenue Per User (ARPU) — средний доход от каждого клиента.


Показатель нужен, чтобы понять, сколько в среднем выручки приносит клиент. В расчет берут определенный период, в зависимости от цикла сделки в бизнесе: если у вас долгая воронка продаж, логично взять за отрезок полгода и больше. Если сделки быстрые, можно считать и ежемесячно.

Средний показатель считают так: общую сумму выручки делят на количество клиентов в базе компании за конкретный период. Учитывают вообще всех покупателей: и тех, кто вернулся, и тех, кто заключил только одну сделку.

Оцените финансовые показатели бизнеса с помощью удобного сервиса и получите советы по их улучшению.

С помощью ARPU маркетологи советуют оценивать вашу реальную целевую аудиторию в момент расчета. Если показатель маленький, она не очень платежеспособная, возможно, стоит зарабатывать за счет снижения цен и роста количества продаж. Если показатель большой, наоборот, можно попробовать увеличить средний чек и наращивать ассортимент дорогими товарами или услугами.

Life Time Value (LTV) — пожизненная ценность клиента.


Показатель помогает спрогнозировать будущий доход от увеличения числа постоянных клиентов и понять, насколько эффективна стратегия удержания клиентов в бизнесе.

Считают так: ARPU нужно умножить на время активного использования клиентом вашего бизнеса. Например, средний доход от каждого клиента в студии танцев за месяц — 5 000 руб. Выводы делают по аналитике за год, клиент обычно занимается около полугода, то есть LTV — 30 000 руб.

Есть еще один способ посчитать LTV, который больше подходит товарному бизнесу, — средний чек умножить на частоту повторных сделок, а затем умножить на срок вашего активного взаимодействия с клиентом. Например, средний чек — 500 руб., покупает человек обычно дважды в месяц, активно пользуется вашим бизнесом полгода. Итого: 500 × 2 × 6 = 6 000 руб.

LTV хорошо работает для бизнесов, финансовая модель которых построена на длительном общении с клиентами. Например, вы развиваете студию танцев. Посчитав маркетинговые показатели, вы выяснили, что стоимость привлечения клиента для вас — 10 000 руб. Учитывая, что абонемент на месяц стоит 5 000 руб., бизнес кажется убыточным, но это не так.

Вы посчитали, что LTV у компании выходит 30 000 руб. — если клиент доволен первым месяцем, он платит в среднем еще 5 раз, но на эти сделки вы уже не тратите деньги. Получается, бизнес становится прибыльным, если какое-то количество клиентов будет платить по полгода.

Важная задача для бизнеса — поддерживать лояльность постоянных покупателей. Мы для этого используем бонусные программы.

Перед её запуском посчитайте, не будет ли в итоге LTV меньше затрат на удержание покупателя. Ведь расходы на каждого клиента не должны превышать доходы от него.

Борис Сысоев

основатель HR-стартапа TestWork.io

Доходность лида.


Если разделить доходы с продаж на общее количество потенциальных покупателей, можно выяснить так называемую доходность лида: сколько денег приносит каждая заявка.

Показатель пригодится при анализе конкретных каналов. Вы можете выяснить, откуда приходят самые платежеспособные клиенты, на каких источниках трафика стоит сосредоточить рекламную активность.

Если у вас большая ассортиментная линейка и средний чек сильно связан с действиями менеджера, доходность лида можно считать в зависимости от специалиста. Так можно выяснить, кто из менеджеров приводит самых платежеспособных клиентов.

Return On Investment (ROI) — окупаемость инвестиций.


Сначала нужно вычесть из выручки все расходы на продажу продукта, а затем получившееся число разделить на сумму расходов и умножить на сто. Получится показатель возврата инвестиций в процентах. Считают в целом по всем продажам и по конкретным каналам привлечения клиентов.

Так можно понять, что вложенные 100 руб. в рекламу через Instagram принесут 150 руб. Если ROI отрицательный, значит, будет убыток.

Показатель ROI помогает в выборе — куда эффективнее вложить ресурсы, где усилия принесут максимум прибыли. Как правило, хороший ROI в бизнесе — 20–30 %, то есть на 100 руб. вложений будет 20–30 руб. прибыли. Если ROI больше 100 %, это отличный канал привлечения денег.

Cart Abandonment Rate (CAR) — коэффициент брошенных корзин.


Эту метрику обычно используют в интернет-магазинах. CAR считают так: число пользователей, бросивших корзину, делят на общее количество пользователей, совершивших сделку.

CAR — это индикаторный показатель. Если процент брошенных корзин не меняется, а бизнес-модель в это время стабильна, все хорошо. Но если коэффициент начинает расти, это сигнал о проблемах на этапе продажи: возможно, что-то не так с дизайном сайта или с ассортиментом, с доставкой или с другими элементами, с которыми пользователь взаимодействует после добавления товара в корзину.

Контур.CRM собирает все лиды в одном окне, хранит историю общения с клиентами, готовит отчеты о работе каждого менеджера. Попробовать.

Брошенные корзины можно изучать и в другом виде бизнеса — например, отслеживать через CRM или Excel количество потенциальных клиентов, которые выбрали нужный продукт и практически оплатили его. Если такой CAR будет расти, нужно слушать записи разговоров менеджеров с покупателями и искать причины ухода клиентов из воронки продаж в последний момент.

Показатель доли рынка.


Косвенный показатель продаж, который нужен для оценки положения компании на рынке. Для начала нужно получить информацию об общем объеме отрасли — взять данные в Росстате о потреблении продукта в регионе или найти исследование продаж в вашей сфере деятельности.

Затем разделите ваши продажи на найденный показатель — получите долю рынка для конкретной компании. Это позволит понять, как планировать рост и в какую рекламу инвестировать.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем