Главное Свежее Вакансии   Проекты
595 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как посчитать рентабельность продаж?

Рентабельность — экономический показатель, с помощью которого можно выяснить эффективность использования ресурсов. Причем неважно, о каких ресурсах идет речь. В крупных компаниях с помощью показателя рентабельности анализируют буквально всё.

Как посчитать рентабельность продаж?

Можно выяснить, насколько выгодно инвестировать в компанию или какую прибыль принесет покупка сырья по конкретной цене. Можно считать и на основе человеческих ресурсов. В этой статье расскажем, как в целом оценить эффективность компании и посчитать рентабельность продаж в бизнесе.

Как рассчитывают рентабельность?


Говоря о расчете показателя эффективности ресурсов, корректнее использовать термин «коэффициент рентабельности». Считают его обычно как отношение прибыли к ресурсам, которые вкладывают для её создания. Коэффициент может быть конкретной денежной величиной, а может измеряться в процентах.

Например, мы хотим понять, какая компания эффективнее работает. Можно посчитать так.Бизнесмен занимается производством пирогов. За месяц продает пироги на 100 000 руб., на муку и другие товарные запасы тратит 30 000 руб. Прибыль — 70 000 руб.Чтобы посчитать рентабельность товарных запасов компании за этот месяц, делим прибыль на стоимость ресурса: 70 000 руб. / 30 000 руб. Получается 2,3, или 230 %.Другая компания для производства аналогичного объема продукции тратит меньше денег, например, покупает ресурсы дешевле. Получается, что на выручку в 100 000 руб. она тратит только 20 000 руб., и получает прибыль в 80 000 руб.Рентабельность товарных запасов у нее — 4, или 400 %.Выгоднее вкладывать деньги во вторую компанию.

Какой бывает рентабельность?


Рентабельность можно посчитать для чего угодно — мы просто берем прибыль и делим на стоимость любого ресурса. Например, для оценки компании обычно считают такие показатели.

  1. Рентабельность активов — выясняют, насколько хорошо компания использует недвижимость, технику, оборудование, деньги и другие активы.
  2. Рентабельность основных производственных фондов — считают эффективность использования ресурсов, которые бизнес использует для производства, но которые не расходуются, а изнашиваются. Сюда входят помещения и различные станки, а не сырье.
  3. Рентабельность оборотных активов — это, наоборот, эффективность использования расходуемых ресурсов. Например, сырья или денег.
  4. Рентабельность инвестиций — насколько выгодно компания использует привлеченные деньги. Этот показатель нужен для вычисления доходности инвестиций.

Есть и другие виды рентабельности — например, считают эффективность проекта, собственного капитала, производства.

Нормы рентабельности: какой должна быть эффективность.


Универсального показателя для любой отрасли не существует. Этот коэффициент — всего лишь экономический показатель, который показывает отношение прибыли к чему-либо. Без учета других факторов и расходов.

Если показатель рентабельности получается отрицательной величиной, компания, вероятно, работает в убыток. В других случаях нужно проводить оценку рынка. В каких-то отраслях рентабельность в 20 % считается огромной удачей, в других, наоборот, 20 % будет слишком низким коэффициентом.

Формула рентабельности продаж.


Рентабельность продаж обычно выделяется как отдельный показатель — с помощью него можно не просто определить эффективность вложений, а понять процентное выражение доли прибыли от всей выручки.

Отслеживание рентабельности продаж помогает избежать ситуации, когда денег в бизнесе крутится много, но толку от них нет, потому что всю прибыль съедают расходы.

Рентабельность продаж обычно рассчитывают в двух вариантах:

  1. рентабельность по валовой прибыли, то есть прибыль до уплаты налогов и кредитов;
  2. операционная рентабельность — доля чистой прибыли в общей выручке.

Посчитать можно так:

Рентабельность = прибыль / выручка × 100 %

Примеры расчетов.


Компания за прошлый год получила 10 млн руб. выручки — это все деньги, которые поступили на счета компании от клиентов. После вычета всех расходов на производство и выплаты зарплат осталось 2 млн руб.Рентабельность по валовой прибыли: 2 млн руб. / 10 млн руб. = 0,2, или 20 %Кажется, что с бизнесом всё хорошо. Но если убрать из прибыли выплаты по кредиту и все налоги, получается, что компания получила 500 000 руб. чистой прибыли.Операционная рентабельность: 0,5 млн руб. / 10 млн руб. = 0,05, или 5 %Нужно решить, стоит ли дальше заниматься бизнесом, который генерирует 5 % чистой прибыли на каждый вложенный рубль.

Как повысить рентабельность продаж?


Рентабельность продаж — это доля чистой прибыли из общей выручки компании. Повысить ее можно следующим образом:

  1. Сократить расходы и оставить ту же самую выручку. Значит, прибыль увеличится.
  2. Увеличить выручку без пропорционального роста расходов. Например, сделать так, чтобы менеджер по продажам закрывал в месяц не 10 сделок, а 20.
  3. Сократить расходы после валовой прибыли — то есть выплатить кредит или взять заём под меньший процент, оптимизировать налоги.

При расчете эффективности продаж лучше брать не один, а несколько временных периодов. Например, считать коэффициент в течение двух—трех кварталов. Это поможет оценить бизнес с ярко выраженным сезонным спросом: в этом случае расчет рентабельности в одном квартале покажет низкую эффективность, а в следующем квартале коэффициент может вырасти в несколько раз.

Вот несколько рабочих и конкретных способов повысить рентабельность продаж в любом бизнесе.

Увеличьте цену товара. Обычно повышение стоимости даже на 1–2 % может исправить финансовое состояние компании, а такой небольшой рост не вызовет негативной реакции у постоянных покупателей. При этом не стоит использовать повышение цен, если конкурентное преимущество у компании основано на удержании низкой стоимости.

Прежде чем повышать цену, стоит изучить рынок и выяснить стоимость аналогичных товаров и услуг у конкурентов.

В B2B-сегменте повышение цен часто преподносят как маркетинговую акцию и с помощью нее повышают общую выручку компании. Например, рассылают клиентам письмо, где рассказывают о росте цен через месяц, и предлагают условие: если клиент заплатит сейчас, за несколько месяцев, то все авансовые платежи будут считаться по старой цене. Получается выгодная сделка для всех: клиенты экономят, а компания получает деньги за несколько месяцев работы вперед.

Уменьшите цены на сырье. Это классический способ снизить расходы. Например, можно провести анализ рынка и выяснить, где цены ниже, затем обратиться к своим контрагентам и попросить скидку. Или предложить сэкономить как-то иначе. Допустим, вы будете платить столько же, но доставлять товар на склад они будут сами. Наконец, поставщиков можно и поменять.

Сократите расходы на персонал. Это не значит, что нужно сразу кого-то сокращать. Вместо этого проанализируйте вклад сотрудников в работу компании. Возможно, кто-то уже давно перерос должность, выполняет работу очень быстро и в свободное время фрилансит — таким людям можно предложить перейти на сделку.

Автоматизируйте процессы. Например, в отдел продаж можно внедрить CRM, которая будет генерировать и рассылать клиентам документы и сообщения. Это сэкономит время менеджеров, они смогут больше заниматься непосредственно продажами.

Собирает заявки в одном окне, хранит историю общения с клиентами, автоматизирует работу менеджеров, строит отчеты.

Повысьте средний чек. Это помогает снизить расходы на процесс продажи: усилий менеджер прикладывает столько же, а выручка получается больше. Классический способ повысить чек — внедрить так называемые кросс-продажи, когда клиенту предлагают сопутствующие товары.

Переложите часть расходов на покупателя. Например, в интернет-магазине привычная схема доставки — курьером до двери квартиры. Можно предложить клиенту небольшую скидку за самовывоз, это немного сократит расходы на каждую сделку. Если бизнес ориентирован на массовые продажи, самовывоз поможет хорошо сэкономить.

Эффективный способ повысить рентабельность в любой отрасли компании — бороться с так называемым излишним движением, developed traffic. Например, когда одна условная задача «купить мебель для офиса» провоцирует массу дополнительных коммуникаций. Сотрудники начинают выяснять: какую мебель, в каком количестве, по какой цене, с кем нужно согласовать выделение бюджета и проект закупки.

Убрать лишние движения помогут постановка задач по SMART и законченная работа сотрудника как философский принцип работы компании.

Анатолий Жильцов

президент 5-Star Business Academy

См. также: как загрузить данные бухотчетности и получить финансовый отчет с ключевыми показателями деятельности.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем