Поработят человечество или уменьшат количество ДТП: эксперты узнали, что россияне думают о беспилотном транспорте
Результаты показали: страхи остаются, но большинство настроено позитивно.
Каждый второй опрошенный отнесся к идее беспилотного общественного транспорта с энтузиазмом или любопытством. Более 23% заявили, что готовы регулярно ездить на таком транспорте. Еще 27% хотели бы хотя бы раз прокатиться, а почти 8% — протестировать поездку всей семьей. Примерно 20% пока предпочитают подождать, чтобы посмотреть статистику ДТП, а чуть более 22% вовсе не хотят пользоваться беспилотниками.
Среди главных опасений лидирует возможный сбой в системе — на него указали 32% респондентов. Еще 21% беспокоит невозможность повлиять на ситуацию, если что-то пойдет не по плану. Почти 11% боятся хакерских атак, а 14,5% признались, что боятся... восстания машин. При этом 22% вообще не видят поводов для тревоги и уверены — прогресс не остановить.
Что касается ожидаемых плюсов, то здесь на первом месте строгое соблюдение расписания — так считают 23% респондентов. Почти 20% уверены, что беспилотники помогут решить проблему дефицита водителей, а 17% выделяют экологическую составляющую. Еще 15% говорят о выгоде для бюджета, а 13% надеются на повышение скорости движения.
Интересно, что несмотря на популярные страхи, только 24% опрошенных считают, что беспилотный транспорт увеличит количество ДТП. Остальные либо не ожидают резких изменений, либо видят в технологиях способ сделать дороги безопаснее. И не зря: по официальным данным, в России за все время эксперимента произошло 36 ДТП с участием беспилотных автомобилей — только два из них по вине машины. А по расчетам МосТрансПроекта, к 2040 году благодаря беспилотному транспорту число пострадавших в авариях может сократиться вдвое.
«Цифровизация транспорта — это не про далекое будущее, а про сегодняшнюю реальность. Уже сейчас современные трамваи оснащены элементами искусственного интеллекта — системами помощи водителю, мониторинга его состояния, экстренного торможения. Первые беспилотные трамваи уже проходят испытания в российских городах. И это не пиар-ход, а реальное решение задач: безопасность, предсказуемость движения, преодоление кадрового дефицита. Искусственный интеллект в транспорте — это инструмент, который работает в помощь человеку, а не вместо него», — рассказал генеральный директор «Группы Мовиста» Алексей Зотов.
Россия действительно движется в ногу с глобальными трендами. По рейтингу Kept (2024), наша страна занимает третье место среди государств БРИКС и СНГ по уровню готовности к внедрению автономного транспорта. В Москве и Санкт-Петербурге уже запущен экспериментальный режим для беспилотных трамваев — с полноценным тестированием в городской среде.
И если раньше беспилотный транспорт ассоциировался только со столицами, сегодня география расширяется. Сейчас ведется активное обсуждение внедрения беспилотного трамвая на первом в современной России междугороднем маршруте «Екатеринбург — Верхняя Пышма».
Справка:
ООО «Группа Мовиста» — профессиональный оператор, осуществляющий комплексную модернизацию общественного электрического транспорта в российских городах на принципах государственно-частного партнерства, включающую проектирование, строительство и реконструкцию инфраструктуры, закупку необходимого подвижного состава и последующую перевозку пассажиров.
В портфеле проектов компании — реализация проекта по запуску междугородней трамвайной линии «Верхняя Пышма — Екатеринбург», проекта комплексной модернизации систем городского рельсового электрического транспорта в Курске, Липецке, Перми, Ярославле.