Россияне с оптимизмом оценили возможность внедрения самоуправляемых трамваев в крупных городах. Возможно ли это?
Недавно мы в «Группе Мовиста» провели опрос о том, как россияне относятся к идее беспилотного общественного транспорта. Результат обнадеживает: большинство респондентов заинтересованы таким транспортом, готовы его протестировать или даже регулярно им пользоваться. Да, остаются опасения — например, сбои в системе или отсутствие контроля, — но только четверть опрошенных полагают, что беспилотники могут увеличить количество ДТП. Большинство верят: технологии — это шаг вперед.
И это уже не фантастика. В Москве и Санкт-Петербурге действует экспериментальный правовой режим (ЭПР), утвержденный в июле 2024 года. Он рассчитан на три года и предусматривает тестирование беспилотных трамваев: сначала — на закрытых пробегах, затем — с оператором, а потом и в полностью автономном режиме с пассажирами. Это важный этап для отработки технологий, программного обеспечения, работы диспетчерских систем и, главное, для обеспечения безопасности. Планируется, что первые беспилотные перевозки столичных пассажиров начнутся уже до конца 2025 года.
Впрочем, важно понимать: беспилотный транспорт — это не только сами машины, но и вся городская инфраструктура. Без обновления подвижного состава, реконструкции путей, обособленных линий, цифровых депо, программных комплексов никакие беспилотники на улицы не выйдут. И здесь федеральная программа модернизации городского электротранспорта (ГЭТ) создает прочный фундамент дальнейшего развития.
Отдельно хочу отметить маршрут «Екатеринбург — Верхняя Пышма» — первый в современной России междугородний трамвай. Новые пути, низкопольный подвижной состав, «умное» депо с автоматизированными процессами и инновационным оборудованием — здесь уже создана современная транспортная система. Мы провели исследования, подтвердившие техническую возможность внедрения беспилотного режима, и получили поддержку областного правительства. Именно такие проекты, где наработан опыт, есть инфраструктурная готовность и политическая поддержка, становятся первыми кандидатами на внедрение новых технологий.
Важно понимать: это поэтапный процесс. Сначала автоматизируется депо, потом отрабатываются алгоритмы на полигоне, а только после этого высокоавтоматизированный транспорт выпускается на линии. Идет не только технологическое, но и территориальное продвижение: столичные эксперименты постепенно расширяются на другие регионы.
В условиях, когда развитие общественного транспорта — это национальный приоритет, необходимо, чтобы новые проекты предусматривали комплексное обновление инфраструктуры. Тогда в обозримом будущем мы сможем уверенно говорить о запуске беспилотных трамваев в российских городах. И как показывают и данные исследований, и мировой опыт, это не просто вопрос применения технологий ради развлечения или создания туристического аттракциона, а шаг к более безопасной, предсказуемой и удобной городской среде.