На заметку селлеру: юридические нюансы
Определение термина «маркетплейс» в законодательстве пока нет. Однако их отличие от интернет-магазинов необходимо понимать. Последний предлагает товары одного производителя или продавца, тогда как маркетплейс — агрегатор, которому товары не принадлежат, он лишь посредник между продавцом и покупателем, предоставляющий электронную торговую площадку, привлекая трафик к продуктам селлеров.
Правила площадки: варианты
Для того, чтобы не нарушать законы и правила, нужно внимательно познакомиться с условиями площадки. Это только на первый взгляд они одинаковые у всех, при более детальном изучении можно понять, что отличия существенные. Кроме того, одна и та же площадка предлагает разные варианты оферты. Изучив и примерив их на себя, акцептуйте нужный вариант. От этого во многом будет зависеть, насколько прибыльным будет ваш бизнес.
Выбор оферты заставит вас еще раз пересчитать расходы, связанные с реализацией товаров. А это и комиссия за реализацию товаров на площадке, и стоимость услуг маркетплейса за предоставление доступа на площадку, и стоимость логистики (в обе стороны в случае возврата), а также услуги по упаковке. Эти расходы отнимают от 3% до 15% от стоимости товара.
Да, в самом начале трудно просчитать, прибыльно вы сработаете или убыточно. Но это даст представление о том, нужны ли будут дополнительные средства, до какой цены можно опуститься на скидках. Собрав все данные, вы примите решение, на какой площадке и с каким вариантом оферты вы сумеете выйти на маркетплейс.
Если представить полную картину условий и их вариантов сложно, обращайтесь к профессиональным помощникам, которые работают одновременно со многими маркетплейсами и хорошо понимают потребности селлеров с разными возможностями — от стартаперов до крупных и опытных производителей и продавцов.
Изменчивые условия
Рассмотрим договорные обязательства между российскими и белорусскими селлерами и маркетплейсами. По законам Республики Беларусь отношения между селлером и площадкой базируются на договоре комиссии (гл. 51 ГК). По законам Российской Федерации, заключается агентский договор или договор на оказание услуг (гл. 39, 49, 51 и 52 ГК РФ). Важно внимательно познакомиться с офертой маркетплейса и уяснить, какие правоотношения будут возникать между сторонами по каждой сделке — реализации, доставке, приеме платы за товар и за другие операции и иметь в виду, что площадки иногда меняют условия договора в одностороннем порядке. Об изменениях вас уведомят, дадут срок и возможность согласиться или отказаться.
Судебная практика показывает, что изменения не считаются злоупотреблением, а являются вполне законным правом маркетплейсов. Селлеры должны сами следить за изменениями условий. Незнание закона, а в данном случае новых условий, не освобождает от ответственности за нарушение.
Актуальная судебная практика
В октябре в Минске прошла крупнейшая конференция по электронной коммерции «ECOM CONF», на которой была представлена актуальная судебная практика по маркетплейсам. Она наглядно показала проблемы. Так, юрист Надежда Шакель рассказала случай 2022 года, когда селлер обнаружил, что количество заказов в его магазине резко возросло — в один момент был заказан весь имеющийся товар. Правда, направлялся он впоследствии туда, где его никто не ждал и не собирался выкупать. Продавец понес большие расходы на доставку, рейтинг товара снизился. Суд не простил недобросовестную конкуренцию, а именно о ней в данном случае шла речь. Виновник заплатит штрафы и был обязан возместить убытки.
В другом судебном кейсе платный возврат товаров рассматривался с точки зрения защиты прав потребителей и был признан незаконным. Еще в одном — хранение маркетплейсом персональных данных, включающих данные банковских карт, которые клиенты ранее удалили, контролирующий орган счел избыточной обработкой.
Более подробно остановимся на деле о продаже велосипедов, о котором мы узнали в Арбитражном суде Московской области. В прошлом году индивидуальный предприниматель судился с маркетплейсом за то, что его товарами — новыми велосипедами покупатели пользовались, а затем возвращали обратно. Маркетплейс по окончании велосезона уведомлял селлера о том, что он должен забрать со склада «использованный товар». Площадка не следила за тем, что покупатели пользовались техникой так, как если бы взяли ее в аренду, но бесплатно. Бизнесмен нанял эксперта, который оценил порчу техники в круглую сумму, прибавил к ней стоимость услуг эксперта, юриста и в итоге выиграл суд.
Почему ему удалось это сделать? Читаем ГК РФ Статью 998 об ответственности комиссионера за утрату, недостачу или повреждение имущества комитента. В статье, в частности, сказано, что «комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента».
Как видно, прецедентов много, именно поэтому стоит внимательно изучать и законы, которым подчиняется торговля на маркетплейсах, и условия, которые диктуют площадки.