Перевозки через Иран. Сервисы, проблемы, возможности
Обсуждения развития торговли с Азией и формирования новых логистических коридоров продолжаются уже давно, но изменения в реальной жизни происходят гораздо медленнее. И если транспортные потоки и взаимодействие с Китаем уже отлажены, а новые маршруты в этом направлении лишь добавляют скорость, удобство и безопасность, то в отношении коридора «Север-Юг» не все так просто. Новые сервисы появляются медленно, и их мощность пока недостаточна. Плюс, участникам ВЭД приходится сталкиваться с разными сложностями.
Если рассматривать коридор «Север-Юг», то его путь пролегает от Санкт-Петербурга через Москву к Каспийскому морю в Иран. При всем этом в бассейне Каспия наблюдается нехватка судов.
Сегодня приоритет иранских судоходных компаний смещен в сторону соотечественников. Это вынуждает российскую сторону медленно, но верно запускать новые сервисы. К примеру, на прошлой неделе, 17 июня стартовал мультимодальный маршрут из Большого Порта Санкт-Петербурга через Каспийское море по МТК «Север-Юг». Ожидается, что рейсы будут регулярными. Помимо увеличения торгового взаимодействия между Ираном и Россией это приведет, в целом, к росту товарооборота с Индией, Пакистаном. А Иран может стать новым хабом этого направления.
Развитие портовой инфраструктуры делает Иран привлекательным в плане торгового партнера при должном вложении, формировании новых сервисов и дноуглубительных работ в портах с российской стороны. Это в теории, на практике же потребуются колоссальные финансовые вложения, политические решения и длительный срок в несколько лет. Сейчас торговый оборот между странами составляет 15 млн тонн, а портовые мощности Ирана загружены лишь на 70%.
Но помимо каспийского бассейна не следует забывать про сухопутные маршруты по восточному и западному берегам Каспийского моря: Восточный — Иран-Туркменистан-Казахстан-Россия, Западный Иран — Азербайджан — Россия. Эти коридоры, несомненно, менее выгодные, так как связаны с обязательными перегрузами из контейнером в автомобили, более трудным транзитом и бюрократическими формальностями, но не отменяет их значимости.
И в завершении отметим, что санкционный режим Ирана в банковской сфере составляет ряд проблем и требует внимательной проработки. Основная проблема Ирана состоит в том, что платежи могут проходить до нескольких недель. При всем этом также есть и серьезные ограничения на экспорт. Но как транзитная страна Иран вполне может подойти, при условии, что требования к перевозке по маршруту через Иран будут подходить для типов перевозимых грузов и запросов клиентов.