Маркировка продукта - какую информацию несет для потребителя? Часть 2
Начало обзора здесь.
4. QR-код
QR-код потребителям легко спутать с кодом обязательной маркировки Data Matrix. Но основное назначение первого из них — это шифровка информации для бизнеса или других неторговых направлений деятельности. QR-код в ритейле — это просто обновленная версия штрих-кода, более удобная и с возможностями кодирования большего объема информации. Таким образом, QR-код используют в качестве альтернативы штрих-коду для торговли, производства и логистики.
Единственным товаром, который маркируется QR-кодом в системе Честный Знак, и который будет информативен для потребителя — это шубы. Чип находится на бирке меховых изделий. А в закодированной информации будут сведения о мехе, из которого произведено изделие.
5. Контрольно-идентификационные знаки
RFID-метки и чипы
Этот способ маркировки товара используется исключительно предпринимателями и содержит серийные глобальные идентификационные номера. Перед остальными видами маркировок у него есть ряд преимуществ. Но для потребителей RFID-технологии будут неинформативны ввиду сложности считывания сведений с меток.
6. Производственная маркировка
ФЗ «О защите прав потребителей», Постановление Правительства 55 и еще некоторые регламенты обязывают производителя информировать покупателя о различных характеристиках товаров. Производственная маркировка бывает нескольких видов:
— этикетка — наклеивается на товар, изготавливается типографским способом.
— кольеретка — этикетка, наклеиваемая на горлышко бутылок.
— вкладыш — используется в случаях, когда этикетка не вмещает всю необходимую информацию.
— бирка — используется при маркировке одежды, обычно содержит логотип или торговую марку.
— ярлык — применяется в дополнении к бирке при маркировке одежды. Содержит сведения о размере, стране производства, условия эксплуатации и рекомендации по уходу.
— контрольная лента — содержит дополнительные данные, которые не поместились на бирку или ярлык.
— клеймо или штамп — один из способов защиты товара от подделки. В основном используются на продовольственных товарах — сырах, мясных тушах и т.д.
При нанесении производственной маркировки существует ряд требований к тексту, рисункам и размерам, которые детально прописаны в законодательствах каждой из стран. Если товар весовой, то сотрудники магазина обязаны приклеить/разместить непосредственно на товаре информацию, предоставленную изготовителем.
Информация для потребителя, которая должна содержаться на этикетке:
— наименование товара — допускается короткое описание его назначения.
— название производителя/импортера/поставщика и его юридический адрес.
— сорт и вес в определенных группах товаров.
— дата изготовления и срок хранения. Указание даты упаковки или фасовки без даты изготовления является грубым нарушением.
— для пищевых продуктов — энергетическая ценность (белки/жиры/углеводы/калорийность), состав (по порядку от продукта с наибольшим содержанием к наименьшему).
— гарантийный срок, если он установлен.
— правила безопасного и эффективного использования при необходимости.
— информация об обязательном подтверждении соответствия товаров при необходимости.
Кроме общего списка необходимых сведений, потребитель
должен иметь право ознакомиться с дополнительными на ряд групп товаров в
таблице 1:
В случае отсутствия производственной маркировки на упаковке или на самом товаре, производитель также может нести административное наказание до 500 тыс.руб.
Маркировка товаров — это важный государственный проект, помогающий защитить права потребителя и направленный на заботу о здоровье и благополучии населения.