Какие гарантии предложить инвестору, если нет залогов?
Рассказывает Максим Серяков, основатель Акселератора по привлечению инвестиций «Народное IPO».
Частый вопрос от предпринимателей, привлекающих частные инвестиции: что делать, если инвесторы требуют гарантий и что им предлагать/говорить на это, особенно если нечего предложить в залог?
Что на самом деле хотят слышать инвесторы, когда спрашивают про гарантии?
Давайте разберемся по порядку. Вопрос по поводу гарантий — один из самых частых от инвесторов. За ним на самом деле стоит другой вопрос: «Докажи мне „на пальцах“, что твой бизнес не закроется завтра и я не потеряю свои деньги, либо давай залоги на полную сумму».
Работает потребительская психология «товар-деньги»: человек делает инвестиции (платит деньги) сейчас, а «товар» (деньги с доходностью) к нему придут позже, в будущем, это и создает вопросы о гарантиях.
Посмотрим на ситуацию глазами инвестора — существуют 3 основных риска при вложениях в сторонний бизнес:
- Риск не получения/неполного получения доходности (обещали среднюю доходность 25%, по факту получилось меньше или вообще ее нет)
- Риск утраты тела капитала (все закрылось/обанкротилось, инвестор потерял до 100% вложенной суммы)
- Риск неликвидности (инвестор вложил деньги, обещали вернуть по первому требованию в течение 3 месяцев, по факту «динамят» и затягивают сроки).
Для разных инвесторов понимание «гарантий» разное
Кто-то будет спокоен только в случае залога. Для кого-то важно то, что компания на рынке > 10 лет. А некоторым инвесторам в первую очередь важна репутация предпринимателя, которому они дают деньги. Мы в «Народном IPO» разделяем гарантии на прямые и косвенные.
Каталог «прямых» гарантий
1. Залоги и обеспечения
Тут все стандартно: можно дать инвестору в залог недвижимость, товар, свою продукцию или сырье, основные средства (если у вас «материальный» бизнес, то оборудование, станки или другие средства производства).
Для некоторых инвесторов отличным залогом может выступить и доля в вашем бизнесе, или другое личное имущество учредителей и/или руководителей бизнеса (квартиры, машины, земли и т.д.).
Я в своей практике встречал ситуации, когда объектом залога выступали программы, изобретения, интеллектуальная собственность и «ноу-хау» компании (актуально для IT-бизнесов).
2. Личное поручительство
Также довольно распространенная гарантия. Собственник или руководитель компании дает инвестору личное обязательство, что выполнит свою часть финансовых договоренностей, и все это фиксируется юридически.
Поручители несут ответственность по обязательствам компании всем своим имуществом, в том числе будущими доходами.
3. Активы на балансе
Некоторым инвесторам критически важно то, что у компании есть понятное материальное имущество — с нее «есть что взять» в случае чего.
Это может быть недвижимость, дебиторская задолженность, те же основные средства.
4. Целевой займ
Распространенная схема в случае, когда инвестор дает бизнесу «долговые» деньги на выполнение гос. контрактов, пополнение оборотных средств и т.д.
Заемщик использует полученные средства только на определенные цели, а инвестор получает возможность контроля за целевым использованием займа (обычно в виде доступа к расчетному счету компании).
5. Юридически зафиксированные права инвестора
Это может быть четко прописанная дивидендная политика, возможность блоков и вето на ключевые решения со стороны инвестора.
Иногда в инвестиционное соглашение вносят периодичность и форму проверок/аудита и порядок назначения руководителей бизнеса.
Эти приемы иногда используются, когда инвестор входит в долю бизнеса и хочет обезопасить себя. Чаще всего оформляется как изменения в Уставе ООО.
6. Неравномерная доходность до окупаемости
Допустим, вы привлекли инвестора и отдали ему 30 % долей бизнеса. Но до своей окупаемости он получает 80 % дивидендов, а вы как предприниматель — 20 %.
После того, как инвестор вернул свои вложения (вышел в ноль), паритет долей и дивидендов восстанавливается.
7. Ликвидационные привилегии
Допустим, вы берете деньги у инвестора и декларируете ему, что не будете распределять дивиденды от слова совсем, но через 3-5 лет вся компания будет продана стратегическому крупному инвестору.
На рынке встречаются ситуации, когда в таких случаях в инвестиционном соглашении прописывается, что, в случае продажи компании в будущем, инвестор получает свои деньги в 1 очередь, с «гарантированной доходностью» (к примеру, 25 % годовых), а та сумма, что останется — достается предпринимателю.
8. Часть менеджмента со стороны инвестора
Инвестор может «посадить» в бизнес своего финансового аналитика, бухгалтера, финансового директора и т.д.
9. «Синтетические» инвестиционные схемы
Допустим, вы хотите привлечь инвестора в долю и декларируете ему некий план развития бизнеса + финансовый прогноз. У инвестора есть сомнения, что вы покажете такую «тягу», которую обещаете и возникают споры по оценке бизнеса.
В этом случае можно одновременно заключить с ним 2 связанных между собой документа: договор займа + опционное соглашение.
Суть в следующем: если инвестора устроит ваш рост в течение 1-3 лет, то деньги, которые он дает сейчас, будут «сконвертированы» в долю по оценке, установленной сегодня. Если же ваша «тяга» его не устроит, то инвестор по истечении срока забирает свои деньги с оговоренными %.
10. Доступ к внутренней информации
С гарантиями при инвестициях в бизнес все обстоит сложнее. На самом деле, никакая частная компания или любой другой инструмент инвестирования не может давать гарантий, хотя некоторые бизнесы их обещают.
Те, кто «гарантируют 100 % получение фиксированного дохода» или «возврат капитала при любом раскладе» — обманывают. Или предлагают крайне рискованное/непродуманное предприятие, не говоря об этом и вводя инвесторов в заблуждение.
100 % гарантий не существует
С гарантиями при инвестициях в бизнес все обстоит сложнее. На самом деле, никакая частная компания или любой другой инструмент инвестирования не может давать гарантий, хотя некоторые бизнесы их обещают.
Те, кто «гарантируют 100 % получение фиксированного дохода» или «возврат капитала при любом раскладе» — обманывают. Или предлагают крайне рискованное/непродуманное предприятие, не говоря об этом и вводя инвесторов в заблуждение.
- Личное поручительство в России ничего не стоит
как только дело «запахнет жареным», все имущество можно легко продать/скинуть/оформить на другого человека или компанию. Таких примеров — сотни тысяч - История с залогами — работает не всегда
В случае банкротства и их реализации, чтобы возместить убытки всех инвесторов, залогов может не хватить, или хватить только на часть инвесторов. Это не 100 % гарантия. К тому же залоги до банкротства можно 20 раз переоформить, вывести из фирмы, а судебные разбирательства потом будут идти годами и ни к чему не приведут - Активы на балансе — это пшик
Есть специальные компании, которые занимаются «надуванием» уставных капиталов. Люди платят стороннему оценщику, берут какую-нибудь абстрактную интеллектуальную собственность или патент, который хрен объективно оценишь, и «рисуют» себе уставной капитал в 1 млрд ₽ - Контроль чужого бизнеса — иллюзия
Всякие блоки, вето, внешние финансовые директора внутри компании — это бессмысленная симуляция управления ситуацией. Любой человек, кто имел свой бизнес или управлял людьми, знает — даже в собственной компании, где ты 100% владелец и руководитель, не всегда понятно что происходит. Еще меньше определенности в чужом бизнесе, особенно в стадии роста. Написать бизнес-план и жить по нему годами — не работает на практике - Очень много лохотрона и «псевдо-гарантий»
Пирамиды, привлекающие инвестиции под видом реальных бизнесов, создают себе «псевдо-гарантии»: Деятельность компании перед инвесторами и вложенная сумма «застрахованы», покупаются участия в различных финансовых СРО и «сторонние оценки» «для солидности», а самая жесть, которую видел лично я — это «страхование результатов предпринимательской деятельности компании», «страховка от банкротства» и «гарантия выполнения плана продаж».
«Косвенные» гарантии — для думающих инвесторов
Что же предлагать инвесторам в качестве гарантий, если залогов у вас нет? Когда мы сами привлекали инвестиции в свой бизнес, то пришли к так называемым «косвенным» гарантиям.
Это твердые и ясные ответы на вопрос: «почему бизнес не задефолтится завтра?», «почему я не потеряю свои деньги в этом проекте?» для потенциальных инвесторов.
Сразу оговорюсь, косвенные гарантии в качестве аргумента подойдут не для всех типов инвесторов — они «зайдут» лишь тем, кто имеет предпринимательский или управленческий опыт, и заработал свои деньги, а не «получил» их (люди с коммерческим опытом — предприниматели и ТОП-ы, которые понимают, что если бизнес не выполнит план продаж, то прибыли не будет, и никакие «подстраховки» тут инвесторов не спасут).
Так называемым «нафталиновым инвесторам» с последним миллионом рублей эта история не подойдет, они хотят «100 % гарантий».
- Опытный предприниматель
Если у руля бизнеса сильный «правильный» коммерсант с кейсами прохода кризисов и сложных ситуаций, отраслевым и бизнес-опытом и подтвержденными необходимыми навыками (в первую очередь — сбор сильных команд) — то это однозначно косвенная гарантия - Высокая маржинальность
Ошибки в бизнесе будут всегда и у всех, грамотные инвесторы это понимают, но хорошая маржа их закроет, даст возможность экспериментировать и создает компании «запас прочности» - Сильная команда
Бизнес делают конкретные люди. Сильная команда «затащит» слабый проект, а слабые люди «обкакаются» даже там, где «земля мягкая». Если у проекта мощная команда: с опытом, измеримыми достижениями, ключевые люди — совладельцы бизнеса, внутри правильная hr-структура, есть система роста людей внутри бизнеса, команда «голодна», в компании развита корпоративная культура, есть конкретные кейсы подъема сотрудников «снизу вверх» — то это плюс для инвесторов - Качественная бизнес-система
Если у вас внедрены правильные результатоцентричные системы мотивации, все внутренние процессы оцифрованы и описаны, есть CRM и ERP, ведется накопление базы знаний, внедрена качественная система управления — одним словом, компания больше похожа на «бизнес-систему, которую можно масштабировать», чем на «двух друзей с мобильными телефонами» — то это «однозначно косвенная гарантия» - Антихрупкость компании
Есть так называемые свидетельства «прочности» и живучести бизнеса: быстрая оборачиваемость капитала, устойчивость денежного потока, зависимость расходов от доходов, низкий уровень постоянных расходов и другие. Расскажите о том, что внедрено в вашей компании - Ваша репутация и доброе имя
Каждый предприниматель имеет какой-то свой опыт взаимоотношений со своими клиентами, партнерами, поставщиками, контрагентами. Рекомендации от всех этих людей о вас как об адекватном человеке, с которым можно вести дела, ваше доброе имя, публичная репутация как актив, который помогает вам зарабатывать деньги — имеют ценность для потенциальных инвесторов. Так и рассказывайте о ней, опираясь на конкретные факты - Прозрачность бизнеса
Поймите правильно, для потенциального инвестора большинство бизнесов и их владельцы — это черные ящики. Открытость и прозрачность актива (вы готовы «вывернуть все наизнанку» перед инвесторами, показав любую необходимую отчетность и документы) будут играть вам в плюс и 100 % создадут доверие от инвесторов - Вам есть что терять
Если инвестор видит, что вы вложили в свой проект кучу времени, денег и сил, то у него автоматически исчезает подсознательный вопрос: «Я к столу приношу деньги и рискую ими, а что ты со своей стороны вложил в проект, или хочешь просто проверить свою гипотезу за мой счет?»
Резюме:
Когда ты подготовлен, убедительно аргументируешь по фактам, что у тебя живучий бизнес и уверенно выкладываешь перед инвестором подробный список косвенных гарантий, то ты «добавляешь себе веса в его глазах» — и это один из важных «кирпичиков», которые нужно заложить, чтобы в итоге привлечь инвестиции в свой бизнес.