Главное Авторские колонки Вакансии Образование
113 559 25 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Придумываем название для проекта: типичные подходы к неймингу

Имя для компании нередко сложнее придумать, чем саму бизнес-идею. Из собственного опыта мы выделили несколько подходов, которые могут помочь читателям в их словотворческих поисках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Еще недавно наша система организации бизнес-процессов носила название NaOffice, а не Neaktor. Откуда взялся первый вариант, уже никто толком не помнит, а вот тяжелый путь переименования помнит вся команда. Мы перепробовали, наверно, все возможные подходы. В итоге в самых разных форматах, от exсel-таблиц и до бумажных салфеток, у меня хранится пару сотен названий. Пусть наши страдания не пропадут даром. Я решила систематизировать наработанный материал и осветить несколько методов выбора имени для проекта.

Синтез

Самый популярный подход в нейминге. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть список проектов на Spark. Кстати, само название Spark – еще один пример синтеза, если рассматривать его не как перевод слова искра, а как Software Park.

Выписываем в столбик опорные слова, имеющие отношения к нашей сфере работы, как-то характеризующие проект или отражающие его суть. У меня слова были такими: core, system, task, team, portal, idea, global, space, effect, kit, chain, smart, field, ring и еще пара-тройка десятков. Когда слов набирается приличное количество, начинается магия. Они компонуются, соединяются, переплетаются… и так далее.

Главный минус подхода – безликость. Для примера приведу список из названий нескольких сервисов по написанию текстов:

Protext

Textprom

Textbroker

Text-info

TurboText

Texter

Texterra

Magictext

И еще примерно столько же компаний, использующих слово контент. Это вовсе не значит, что упомянутые организации чем-то плохи. Но очевидно, что с именем, похожим на название десяти (а то и больше) конкурентов, они, мягко говоря, плохо запоминаются. Поэтому опорное слово следует выбирать аккуратно.

SEO-названия

Вариант синтеза, который используют люди похитрее. Чаще встречается в англоязычном сегменте. Здесь все очень просто. Занимаетесь разработкой ПО? Называетесь Embeddedsoftwaredesign.ru. Доставляете напитки на дом? Регистрируйте dostavkanapitkovnadom.ru.

Работают ли такие названия на продвижение сайта в поисковиках? Безусловно. Можно ли такое название запомнить с первого раза? Нет, если вы не обладаете эйдетической памятью.

Но SEO-название – это однозначно ваш вариант, если вы заняли свежую нишу, придумали качественно новую услугу или запустили проект, действительно не имеющий аналогов.

Забена Букф

Я имею в виду замену букв, конечно же. Примеры – Flickr, Tumblr, ну и Neaktor. Достаточно немножко изменить понравившееся слово, переставив, заменив или выбросив одну-две буквы.

При таком методе обязательно следите за тем, чтобы название было произносимым. И помните, что вы неизбежно будете сталкиваться с ошибками в его написании. Не забудьте перестраховаться: вдруг придуманное слово уже существует в незнакомом вам языке и означает что-то нехорошее.

Аббревиатура

Казалось бы, коротко, строго, лаконично: выбрал три приличных буквы и работай. Но ситуация с занятостью доменов такова, что проще найти свободную аббревиатуру (либо пятисимвольную, либо, например, на .im или .me), а потом уже подогнать под нее значение. Такое решение не советую – скорее всего, у вас уйдет очень много времени на поиски, а результат будет выглядеть искусственным.

Сложнее всего дела обстоят, конечно, с .com. Бывает так, что аббревиатуру хочется позарез, но покупка доменного имени сайта стоит огромных денег. Неприлично огромных, особенно для стартапа. Изящный выход из положения: добавьте к ней нейтральное, но близкое вашей тематике слово. DMA-group, UBI-project, ну и пару сотен банков – наглядные примеры. Такие варианты нередко хорошо воспринимаются на слух, пусть и не всегда звучат оригинально.

Словотворчество в чистом виде

Тот самый случай, когда название красиво звучит, но смысл его не известен даже автору. Обычно эта стадия придумывания означает, что все более-менее приемлемые идеи закончились. Вы берете букву, которая вам нравится, и просто перебираете слоги: ко-по-ро-д, фа-ра-сак, и-да-мол, – примерно такая каша происходит у вас в голове. Иногда действительно выходит что-то стоящее. Kodak – самый известный, пожалуй, пример. Минус метода – полная зависимость от вдохновения. Вы можете часами, как душевнобольной, бормотать и записывать непонятные слова, а благозвучного так ничего и не получится.

Мультяшки

Здесь я условно выделяю два типа нейминга: вид мультяшного персонажа и имя мульняшного персонажа соответственно. К первому типу можно отнести, например, Пешкарики – организацию недорогих доставок. Такой подход в выборе названия отлично подходит очень юзер-френдли проектам. Тем, кто делает акцент не на серьезность, а на позитив, веселье и простоту. Само собой, вы не назовете страховой сервис Безопасничек, а консалтинговое приложение Отвечашка. А вот дизайн-студию или агентство организации праздников – вполне.

Итог второго подхода, честно скажу, мне совсем не нравится. Это различные Пирогофф, Дон Батон, Груша Огурцовна и прочая антропоморфная (судя по названиям) продукция. И, если для сферы общепита мультяшное имя еще может быть уместно, то в it-секторе оно звучит откровенно глупо.

Города, птицы, звери

Была в моем детстве такая игра на эрудицию. На выбранную случайным образом букву нужно было за три минуты написать максимальное количество названий в категориях страны, города, реки, птицы, полезные ископаемые и других. Все эти моменты встречаются в бесчисленном количестве названий. Nokia, Amazon, Сапсан, Blackberry, Александрия, Puma… Сюда же относятся названия небесных тел и природных явлений.

Такой вариант может быть сентиментально-патриотичен. Это если вы, например, в качестве названия взяли реку из родного городка. Или поэтичен, если выбрали созвездие.

Образы животных – тоже ключ к названию компании. Здесь на вас работают давно и прочно укоренившиеся в сознании потребителя (то есть каждого человека на планете) ассоциации. Ягуар – быстрый, слон – умный и все помнит, кошка – изящная, собака – верно служит. Главное, выбрать зверя, с которым вы можете сравнить свое детище.

Я честно перебрала все варианты осьминогов. Мол, наша система многофункциональна-многорука. Но подходящего названия, увы, не нашла.

Латынь

Возвращаемся к нашим опорным словам, но в этот раз не пытаемся их соединить, а добавляем к каждому латинское окончание или приставку: Urbanium, Omnidesk, Enotus. Плюс таких названий в том, что они хорошо читаются на разных языках (не только на английском), а потому подходят для международного рынка.

Имя, сестра!

Вариант, который выбирают безусловные лидеры команды с, как мне кажется, несколько авторитарным подходом к управлению. Чаще всего встречается в сфере общепита и услуг: кафе У Веры, салон Анастасия и прочие В гостях у Димона. К амбициозным названиям можно отнести такие варианты как Студия Артемия Лебедева, Модельное агентство Сергея Нагорного или передачу Вечерний Ургант.

Такой вариант нейминга вполне имеет право на существование. Живут же долго и счастливо Procter & Gamble, Johnson & Johnson, Ford, Forbes. Но метод Имя, сестра! подходит именно названию компании, а не продукта. Исключение – шоколадка Алёнка.

Есть и смежный вариант – синтез+имя. Например, марка майонеза – Памакс. Странное слово является результатом скрещивания имен сыновей владельца бизнеса: Павел и Максим.

Числа

Еще один метод – добавление к полюбившемуся, но занятому опорному слову чисел. 1 – если вы намекаете на свое первенство или неповторимость, 2 или 4 – в значении для чего-то или для кого-то (от английских to и for), 24 или 365 – для сервисов, всегда готовых помочь. Не стоит забывать и о символизме. 404 или 42 в названиях тоже имеют право на существование. На Spark'e я сбилась со счета где-то тридцатом подобном названии, использующем числа.Чего делать не нужно:

  1. Глобализм. Никаких вариантов типа Мясная империя, Мир ковров и Планета сумок. Особенно нелепо выглядит для магазинов в 50 наименований товара.
  2. Ай-ай-ай. Не вставляйте букву i в начале названия если вы не имеете отношения к Apple. Вам может показаться, что это буква-символ, ассоциирующаяся со стилем, вкусом, качеством, привлекательностью (нужное подчеркнуть), но это не так. iBolit, пожалуй, единственный оправданный вариант.
  3. Мисспеллинг. По возможности избегайте двойных согласных и соединений гласных букв. Вот, например, название Learzing. Пять разных человек, услышав его, вполне могут записать по-разному, заменив Z на S, а ea на е или i.
  4. Подражание успешным. Помните свою реакцию на марку Abibas? Очень хорошо, тогда вы не совершите страшной ошибки в выборе названия компании или проекта.

И еще раз повторюсь:

Не забудьте проверить перевод придуманного вами слова, воспользовавшись Google Translate, не ограничивайтесь английским языком. Потому что не просто так возникают вот такие вот истории:

Иранская компания Paxan выпустила моющее средство под названием Barf (блевотина на английском), японцы выпустили на англоязычный рынок напиток Pocari Sweat (Покари пот), а шведы — шоколадку Plopp (Плюх).

Почему мы выбрали именно Neaktor, или Какие еще моменты нужно учесть при нейминге

Конечно, свое название мы ассоциируем с реактором. Ведь наша система – это центр управления делами компаний-клиентов, а также источник энергии для работы. Заглавная буква N прекрасно ложиться в лого подобно знаку молнии – электричества. На таком образе можно выстроить целую рекламную кампанию. Neaktor хорошо звучит на разных языках и легко диктуется (разве что, с оговоркой на с и k).

Для нас крайне важно было, чтобы название продукта совпадало с адресом сайта. Соответственно, мы искали свободное доменное имя на .ru, .com и .by. Такое условие очень сильно усложняло задачу и отсекало большинство хороших вариантов названий.

Пара ресурсов, которые могут помочь с придумыванием названия:

http://www.bustaname.com/ – ресурс, генерирующий названия с заданными условиями и показывает, свободно ли такое название. Важно: иногда ошибочно указывает, что домен свободен.

https://www.godaddy.com/– один из множества ресурсов, позволяющих определить, свободен ли адрес в искомой зоне. А еще здесь можно найти премиум-домены, для самых щедрых. Цена колеблется от 300 до +1000000 (миллиона) долларов.

http://www.namestation.com/ – ресурс, на котором организовываются конкурсы на придумывание названия для компании или продукта. При постановки задачи нужно указать свою профессиональную сферу и пожелания к названию. Сервис платный, но вы получите 50-200 вариантов с уточнением, свободен ли домен. В целях экономии можно изучить уже завершенные конкурсы и вдохновиться, подсмотрев пару десятков сотен вариантов.

По запросу поисковики выдадут вам еще несколько десятков генераторов названий, но я назвала бы их генераторами бреда. С тем же успехом вы можете зажмуриться и стучать по клавиатуре – результат будет одинаков. Так что лучше не тратьте на них свое время.

Успехов вам в поисках и вдохновения!

P.S. А как вы придумали свое название?

+5
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем