Предметный дизайн. Философия продукта и дизайнера. Часть 1
Что есть дизайн? Для кого-то - это просто красивый шрифт, кто-то, увидев кнопку на сайте, кричит своему программисту: Это чертовски плохой дизайн, надо сделать лучше. Для маркетолога из средней российской компании ООО Рога и их величество копыта это более менее адекватная визиточка, сделанная по указанию и макету босса: Чтобы номера были, по которым нельзя дозвониться, да и побольше логотипов, о которых мало кто знает, обязательно самым маленьким шрифтом на этой маленькой визиточке, партнёры по бане должны оценить.
Но что есть дизайн на самом деле? Как создаются привычные для нас вещи: столы, автомобили, кружки, рюкзаки? То, с чем мы контактируем каждый день, то, чего мы не замечаем, но используем каждый день.
Сегодня мы поговорим о промышленном дизайне или предметном дизайне, как вашей душе угодно, который очень закрытый, и о нём так мало говорят в России. На примере наших рюкзаков. Пролог.
Что такое дизайн?
-деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий (художественное конструирование), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как дизайн автомобиля).Wikipedia
Так что это не визиточка, и не шрифт, и не красивый логотип. Дизайн - это деятельность/разработка/проектирование, а всё остальное - это продукт дизайна, на который направили свои знания и энергию. Почему так много историй непонимания дизайнера и заказчика, сопровождающиеся дикими историями борьбы?
Постараюсь объяснить просто, когда дизайнер начинают свою деятельность он применяет:
- Свой опыт.
- Знания.
- Чужой опыт.
Музы нет. Чуда нет. Точка. Поэтому дизайн - это такое субъективное мнение одного или группы людей, опирающихся на 3 вот эти пункта. Поэтому когда они показывают заказчику результаты своего субъективного мнения, заказчик говорит: Это не дизайн. Это примерно то же самое, что прийти в магазин и сказать, смотря на стул, продавцу: Это не диван, это стул. Любые комментарии того, что вам не нравится, должны быть аргументированы и понятны, иначе баста.
Чуда нет. Музы нет. Точка.
Давайте ещё раз закрепим: Дизайн чего-либо - это конечный продукт субъективного мнения дизайнера, и говорить о плохом внешнем виде этого продукта - это то же самое, что оценивать вкус людей. У всех он разный.
Итак, что нужно сделать перед тем, как должно родиться это ваше субъективное мнение.
Конечно же, важна идея, понятная и сформированная, иначе вы рискуете получить нечто, ориентированное на огромные массы и не нужное никому из этих масс.
Дизайнеры делятся на два типа людей:
- Тех, кто создаёт для широких масс потребителей;
- Тех, кто создаёт уникальный продукт для узкой группы людей. Плохого дизайна не существует, есть просто дизайнер с плохим вкусом и недостаточным опытом. Если последнее можно наработать в течение жизни, то хороший вкус, увы, впитывается с молоком матери.
Если дизайнер создаёт продукт для широких масс, не нужно ждать от продукта чего-то великого. Ведь этот продукт ориентируется на большую аудиторию, и, как правило, он создаётся, чтобы удовлетворить основные потребности человека, а дальше его круг использования сужается с каждым добавлением какой-нибудь причуды.
Итак, запомним. Дизайнер может сделать всё, что угодно, но стоимость будет равна тому, насколько вы в действительности понимаете, чего хотите.
А теперь быстро пробежимся по основным тезисам.
- Почему в этой вещи не может быть того, что есть в вещи, стоимость которой в 4 раза выше?
Обычно, этот аргумент всегда любят употреблять дяди Вани с гаражей, покупающие б/у иномарки и хающие отечественный автопром. Или те, кто сравнивает iPhone или смартфон от Xiaomi. Если хотите получить объективную картину, сравнивайте продукты в равных цене, сегменте, года выпуска. Поэтому, чем больше плюшек, тем выше цена.
- Почему что я хочу, дизайнер не делает?
Вы разговариваете на разных языках, либо вы очень много хотите. Либо ваш дизайнер просто бестолковый, и такое бывает.
-Почему услуги хорошего дизайнера стоят дорого?
Потому что хорошему дизайнеру нет смысла работать с дешевыми проектами. Ему нужен опыт, а чтобы сделать что-то действительно толковое, нужно потратить много времени, нервов и изрядно поднапрячь свой мозг.
К чему всё это я написал? В следующей статье я хотел бы рассказать, как мы создаём и разрабатываем продукты, но я не мог обойти философию дизайнера, ведь творческий процесс и философия в дизайне - вещи не разрывные.
Наш новый продукт который фигурирует на фото можно купить со скидкой на Boomstarter.