SWOT-Анализ: Что это такое и как его применить на пользу своего бизнеса?
Наверняка вы уже слышали о SWOT-Анализе. Этот термин сегодня на пике популярности. В наше время к бизнесу подходят более серьезно, чем 20 лет назад и рисковать сегодня своими деньгами очень глупо. К любому делу нужно подходить серьезно и ответственно, анализировать риски, находить слабые стороны, выделять преимущества. В этом непростом деле поможет SWOT-Анализ.
Виды SWOT-Анализа
Свот-анализ представляет собой универсальную методику стратегического менеджмента. С его помощью проанализировать можно не только бизнес в целом. Объектом SWOT-анализа может выступать отдельный продукт, предприятие, ресторан, магазин, компания, учебное заведение, страна или человек. Да, правильно применив все инструменты данной методики, можно провести детальный анализ, который позволит выявить слабые и сильные стороны практически любого дела.
Существует 8 видов SWOT-анализа
- Анализ компании или производственного предприятия
- Анализ территории (страна, область, район, город и т.д)
- Анализ рынка или отдельной отрасли
- Анализ некоммерческой деятельности (например государственной, волонтерской, благотворительной и т.д)
- Анализ учебных заведений
- Анализ проекта, определенного отдела или подразделения
- Анализ конкурентоспособности товара, услуги, бренда или продукта.
- Анализ личности
Таблица: объекты SWOT-анализа
Тип SWOT-анализаОбъекты Бизнескомпании, агентства, производственные предприятия, заводы, кафе, рестораны, магазины, салоны красоты и т.д.Территориястрана, регион, область, район, город, район города, микрорайон.Рынокместный, региональный, национальный, мировой,рынок потребителей, производителей и т.д.Некоммерческая деятельностьблаготворительные организации, союзы и ассоциации, строительные кооперативы и т.д.Учебные заведениядетские сады, школы, колледжи, ПТУ, техникумы, университеты и академииТочечный анализпроект, подразделение, отдел, направлениеКонкурентоспособностьтовар, услуга, бренд, продукт и т.д.Личностьличностные качества, умения, навыки
Элементы SWOT-анализа
Данная методика состоит из элементов, которые позволяют оценить факторы влияния на компанию. Такие факторы подразделяют на 4 отдельных категории, а именно:
- S-strengths (сильные стороны бизнеса). В этой категории работа кипит над сильными сторонами компании, например: лучший на рынке сервис, высокое качество товара, уникальность предложения, цена на товары или услуги ниже, чем у конкурентов и т.д.
- W-weaknesses (слабые стороны бизнеса). Эта категория позволяет проработать слабые стороны компании, например: не продвинут сайт компании, качество товара хуже, чем у конкурентов, плохая маркетинговая стратегия, нет мероприятий по продвижению бренда и т.д.
- O-opportunities (возможности бизнеса). Есть возможность наладить круглосуточные продажи через Интернет, есть возможности расширять перечень предлагаемых услуг и т.д.
- T-threats (угрозы бизнеса). Цены у конкурентов ниже ваших, качество услуг уступает конкурентам, у конкурентов больше представительств в регионе и т.д.
6 правил эффективного SWOT анализа
- Для того, чтобы получить наиболее точные результаты, необходимо проводить анализ каждого сегмента рынка, каждого отдела, каждого выпускаемого продукта.
- Четко разделяйте преимущества и возможности, а также недостатки и угрозы. Запомните, что преимущества и недостатки относятся к внутренним факторам, а угрозы и возможности к внешним. Первые вы можете полностью контролировать, а вторые, к сожалению, нет.
- Слабые и сильные стороны необходимо прорабатывать с позиции покупателя. Если данных недостаточно, то можно провести специальное анкетирование по интересующим вас вопросам.
- Все формулировки должны быть предельно просты и однозначны.
- Ищите способы, с помощью которых, вы сможете усилить преимущества и возможности, а также минимизировать риски и недостатки.
- Введите специальную таблицу. Все решения вносите в специальную матрицу.
Часты ошибки при проведении SWOT-анализа
- Проведение анализа без общей цели. Стоит понимать, что SWOT-анализ не абстрактен, а предполагает достижение какой-то главной цели.
- SWOT-анализа принимают за стратегию. Помните, что анализ показывает реальное состояние бизнеса, а стратегия рассказывает какие действия нужно предпринимать для развития и роста.
- Анализ проводиться поверхностно, не углубляются в приоритеты, не разрабатывают рабочие мероприятия.
Недостатки SWOT-анализа
Несмотря на свою популярность и эффективность, SWOT-анализ имеет ряд недостатков:
- Данные вид анализа относиться к группе инструктивно-описательных моделей стратегического анализа и показывает общие цели, конкретные мероприятия, которые позволят этих целей добиться необходимо разрабатывать отдельно.
- Результаты, которые мы получаем после анализа, имеют вид качественного описания, а это усложняет их использование при мониторинге.
- SWOT-анализом должен заниматься профессиональный аналитик, ведь данные, которые он представляет, являются довольно субъективными.
- Высокие затраты. Проводя полный анализ, необходимо затронуть все сферы предприятия, что требует привлечения большого количества узких специалистов.
- Анализ требует обработки огромных массивов информации.
Когда проводить SWOT-анализ?
В идеале, SWOT-анализ проводить на этапе стратегического планирования. С анализа может начинаться проработка свежих инициатив, внедрение новых технологий и других изменений.
Как провести Свот — анализ: пошаговая инструкция
Для того, чтобы получить максимально качественный результат, необходимо пройти 5 этапов SWOT-анализа.
Шаг № 1. Составление списка вопросов для проведения анализа.
По каждому элементу SWOT-анализа нужно прописать список вопросов, ответив на которые, вы получите всю информацию, которая позволит вам двигаться дальше.
Примеры вопросов для выявления сильных сторон бизнеса.
- Каковы преимущества вашего бизнеса?
- В чем вы превосходите своих конкурентов?
- Какие преимущества видны клиентам?
- Какие преимущества у вашего продукта или услуги?
- Насколько интересно ваше уникальное торговое предложение?
- Что можно предпринять для увеличения прибыли?
Примеры вопросов для выявления слабых сторон
- Каковы преимущества конкурентов?
- В чем конкуренты лучше вас?
- Какие недостатки замечают клиенты?
- Какие недостатки у вашего продукта или услуги?
- Что мешает увеличить прибыль?
Примеры вопросов для выявления возможностей бизнеса
- Может ли настоящая политическая ситуация способствовать росту бизнеса?
- Какие рыночные тенденции можно обернуть в нашу сторону?
- Какие внешние ресурсы можно привлечь для роста бизнеса?
- Какой характер у наших возможностей (постоянный или временный)?
Примеры вопросов для выявления угроз бизнеса
- Какие конкуренты несут прямую угрозу бизнесу?
- Может ли настоящая политическая ситуация ухудшить темпы нашего развития?
- Есть ли на рынке новые, альтернативные нашим продуктам, решения?
- Какие рыночные тенденции могут навредить бизнесу?
*Мы привели лишь примеры вопросов. Для каждого бизнеса, продукта, объекта они будут своими.
Шаг № 2. Заполняем таблицу SWOT-анализа
Ответив на все вопросы, необходимо заполнить SWOT матрицу. Данная матрица разделяется на 4 такие части: сильные стороны, слабые стороны, преимущества и недостатки. Всю информацию мы структурируем и вносим в соответствующие ячейки, предварительно отсортировав по степени значимости.
Шаг № 3. Прорабатываем сильные и слабые стороны.
После того, как вы выявите основные внутренние факторы, которые влияют на успех бизнеса, их необходимо отсортировать. В вверху списка должны быть те факторы, которые наибольшей степенью могут повлиять на итоговою прибыль вашего дела.
Шаг № 4. Проработка возможностей
После того, как вы выявите основные внешние факторы, которые могут помочь бизнесу расти, их необходимо отсортировать. В итоге, вы должны отсеять все факторы, которые никоем образом, не повлияют на лояльность клиентов и итоговую прибыль вашего бизнеса.
Шаг № 5. Проработка угроз
Прорабатываем все угрозы и сортируем их. Оставляем только те угрозы, которые в ближайшие 5 лет могут повлиять на деятельность компании и снизить ваш уровень продаж.
Для большей наглядности, мы разберем пример заполнения матрицы SWOT-Анализа, на основе данных, которые мы собрали для маркетингового агентства.
Матрица (таблица) для Свот анализа
Сильные стороны бизнеса Слабые стороны бизнеса
- Сайт высоко ранжируется в поисковой системе,что обеспечивает 60% конверсий.
- В команде работают квалифицированные и опытные специалисты, что дает отличные результаты клиентам и обеспечивает рекомендации (сарафанное радио) = 30% конверсий.
- Агентство работает по принципу постоплаты. Получил клиентов = плати деньги, а не наоборот.
- Мобильная версия сайта недоработана.
- Агентство слабо представлено в социальных сетях, что несет за собой «потерю» возможных клиентов.
- Агентство молодое и малоизвестное в профессиональных кругах.
Возможности бизнеса Угрозы бизнеса
- Один из самых крупных маркетплейс в стране стремительно теряет свои позиции, что может существенно увеличить численность клиентов в данной нише.
- Продвижение своего Youtube канала позволит увеличить число клиентов и повысить узнаваемость бренда.
- Активное снижение уровня жизни в стране, может отразиться и сфере маркетинга (меньше денег→меньше покупок→меньше клиентов на подвижение).
- Активное развитие Instagram и Facebook может снизить количество клиентов, которым необходимо продвижение в поисковых сетях (одно из главных направлений работы агентства).
Делаем выводы и принимаем решения
- Агентство интернет-маркетинга развивается в правильном направлении. В будущем, будет продолжена работа над поисковым продвижением, квалификацией и уровнем задействованных специалистов. Будут разрабатываться новые, выгодные клиентам решения.
- Мобильная версия сайта будет доработана в ближайшее время. Начинаем активное внедрение в социальные сети. Работаем на повышение узнаваемости бренда.
Для примера мы провели облегченный анализ агентства. В реальности подобное агентство требует более детального анализа по каждому из направлений своей деятельности.