Пять полезных привычек собственников: внедряем в 2023 году
Разделять деньги на личные и бизнесовые
В чем польза привычки. С разделением денег на личные и бизнесовые станет четко видно, какие расходы относятся к бизнесу, а какие — к хотелкам собственника. Это мы принтер купили в магазине электроники? Или новый айфон собственнику? Это счет за ужин в ресторане с партнерами по бизнесу или за семейный обед? С разделением таких вопросов не возникает.
То же самое с доходами: станет понятно, где бизнес поработал эффективно, а где собственник вливал деньги из своих накоплений. В итоге будете точно знать, приносит бизнес прибыль или работает в убыток.
Как внедрить. Сначала — принять мысль, что деньги бизнеса — это не личные деньги собственника. И наоборот. Помогут в этом три несложных шага.
Шаг 1. Назначить собственнику зарплату за роль генерального директора. Если собственник работает в компании гендиром, ему положена зарплата за эту роль. И если он ее еще не получает, нужно назначить — примерно такую же, какую платили бы постороннему специалисту.
С зарплатой жить проще и приятнее: можно планировать свои доходы и расходы, а не лазить каждый раз в карман бизнеса, когда нужно заправить машину.
Шаг 2. Разобраться с дивидендами. За роль гендира собственник получает зарплату, а вот за роль собственника — дивиденды. Хорошо, если они будут в виде фиксированного процента от прибыли — это дает ощущение предсказуемости и стабильности. В целом процент и периодичность выплат могут быть любыми, например 30% чистой прибыли каждые три месяца или 20% каждую неделю. Главное — не нарушить свои же правила.
Шаг 3. Физически разделить бизнесовые и личные деньги. Личные хранить на своей персональной карточке, бизнесовые — на расчетном счете. И никогда не платить за себя с корпоративной карты, а за бизнес — с личной.
Правильно считать прибыль
В чем польза привычки. Правильно рассчитанная прибыль позволяет точно оценивать результативность бизнеса, планировать развитие и вообще — управлять компанией, а не работать как придется.
Казалось бы, возьми формулу и посчитай, но многие собственники делают это неправильно: вместо прибыли считают деньги на счетах без учета авансов и обязательств. Не надо так.
Как внедрить. Чтобы считать прибыль бизнеса правильно, нужно руководствоваться двумя постулатами о выручке и расходах:
- Выручка — это не деньги в кассе, а выполненные обязательства. Получили аванс, но не отгрузили товар? Это не выручка, а аванс. Отгрузили товар, но не получили деньги? А вот это выручка. Такой метод подсчета называется начисленным: в нем разделяются деньги, обязательства и выручка.
- Расходы признаём, когда получаем выручку, а не когда списываем деньги со счета. Например, чтобы построить дом заказчику, закупили в мае 10 мешков цемента, а построили и сдали только в июне. Значит, расходы на покупку цемента признаём в июне.
Вот еще о разнице между начисленным и кассовым методами. Всего 15 секунд:
Ну и использовать правильную формулу для расчета чистой прибыли, конечно. Вот она:
Оставлять часть прибыли в бизнесе
В чем польза привычки. Если регулярно оставлять часть чистой прибыли в бизнесе, а не выводить всё в виде дивидендов, у компании всегда будут деньги на разные полезные вещи, например:
- на кризисные периоды;
- обучение сотрудников;
- развитие;
- крупные приобретения, допустим, нового оборудования;
- открытие новых точек;
- яркие корпоративы, после которых не стыдно смотреть в глаза команде.
А еще не придется в случае чего срочно-срочно искать деньги по знакомым, банкам и организациям вроде «Кредит-в-один-миг».
Как внедрить. Здесь поможет система фондов и счетов — это как система семи конвертов для личных финансов: в один кладем деньги на жилье, во второй — на еду, в третий — накопления и так далее. Проще говоря, фонды — это копилки бизнеса на разные цели. Например, бизнес может распределять чистую прибыль так:
Просчитывать эффект скидок
В чем польза привычки. Компания не будет работать в убыток из-за излишней щедрости маркетологов и собственника. А еще — бизнес будет участвовать в распродажах по типу «киберпонедельника» и «черной пятницы» осознанно и когда ему это выгодно, а не потому, что все побежали — и я побежал.
Как внедрить. Каждый раз, когда рука тянется снизить цену, останавливать себя и отвечать на четыре вопроса:
- Зачем нам скидки? Повысить объем продаж? Увеличить средний чек? Уделать конкурентов? В чем цель?
- Как скидки повлияют на прибыль? Увеличат или снизят? Снизят в моменте, но увеличат в будущем? Надо все хорошенько посчитать, например, вот в этой таблице.
- Сколько нужно продать, чтобы скидки были выгодны? Прикидывать нужно на финансовой модели бизнеса.
- На какие товары есть смысл давать скидки, а какие купят и так? Обычно есть смысл снижать цену на те товары, что приносят компании больше всего выручки, но плохо продаются. Их поможет найти ABC-анализ.
И только ответив на эти вопросы, стоит устраивать распродажу.
Контролировать дебиторку
В чем польза привычки. Помогает не прощать долги. Если кто-то обещал нам заплатить, он заплатит, а не будет кормить завтраками. А что может быть приятней, чем деньги на счетах и отсутствие должников?
Как внедрить. Чтобы контролировать дебиторку, стоит сделать две вещи:
- Контролировать дебиторку — как бы это очевидно ни звучало. Записывать должников — кто, когда и сколько денег должен отдать. Регулярно напоминать о себе — тут не надо стесняться. Стоит завести отдельную табличку и учитывать, кто должен завтра заплатить, а кто — через полгода, потому что так прописано в договоре. Можно использовать для этого наш шаблон листа учета сделок.
- Определить, какую отсрочку бизнес может себе позволить. Одни компании спокойно проживут, если клиенты будут платить через полгода после выполнения обязательств, а для других и три дня критичны. Рассчитайте свою норму с помощью финансовой модели. И не соглашайтесь на большее.
Нанять финдиректора на аутсорсе
Финдиректора Нескучных помогут внедрить полезные финансовые привычки и настроят процессы так, чтобы следовать им было легко и приятно. А еще финдир НФ — это лучший подарок вашему бизнесу в новом году. Только посмотрите, что они творят:
- Внедрили всего 1 отчет, и собственник вывел в 2 раза больше дивидендов
- Заткнули дыру, в которую 6 лет утекало до 150 000 ₽ в месяц
- Сэкономили 1 млн ₽ при покупке конкурента
- В 1,7 раза усилили продажи на маркетплейсе
Наши финдиры работают с бизнесом из разных сфер: от производственных компаний до веб-студий. Везде наводят порядок в финансах, настраивают управленческий учет, помогают увеличить прибыль и избавиться от кассовых разрывов.
Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы. А самый простой способ подробнее узнать о работе финансового директора — это онлайн-экскурсия →