Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
825 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как считать себестоимость проданной продукции на маркетплейсах

Чтобы сделать товар, нужны сырье, рабочие и оборудование. А чтобы продать его — реклама, доставка, упаковка и бантик сверху. В итоге себестоимость продаж всегда выше себестоимости товара, но об этом предприниматели часто забывают и в итоге оказываются в минусе. В статье разберемся, как посчитать себестоимость продаж на маркетплейсе.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Что такое себестоимость продаж

Себестоимость проданной продукции, ее еще называют себестоимостью продаж, — это расходы на приобретение или производство товара вместе с затратами на реализацию этого товара.

Тут нужно сделать небольшое отступление. Вообще бывает два вида себестоимости:

  • сокращенная — это себестоимость производства или покупки товара. Ее еще называют маржинальной, или цеховой. В эту себестоимость входят только прямые переменные затраты — те, что компания несет, чтобы сделать товар. Например, расходы на сырье;

  • полная — это сокращенная себестоимость плюс постоянные расходы компании. Например, на упаковку и доставку товара;

Получается, себестоимость продаж — это расходы не только на производство или приобретение товара, но и на его продажу.

Знать себестоимость продаж — важно.

Допустим, компания «Перо и пух» сделала партию тапочек и посчитала их себестоимость — получилось 100 ₽ за пару. Дальше она продала эти тапочки и получила выручку с каждой пары — 300 ₽. Компания вычла из этих денег себестоимость, а еще расходы на рекламу, зарплаты, аренду офиса, налоги и остальные траты и получила прибыль — 100 ₽. Но на счетах этих денег почему-то не оказалось.

В компанию пришел финдир и стал разбираться: выяснилось, что «Перо и пух» не посчитали расходы на продажу товара на Озоне. Дело в том, что недостаточно просто сделать тапочки, их нужно продать: доставить на склад маркетплейса, заплатить комиссию площадке, оплатить упаковку и доставку до клиента. Даже если бы компания торговала через свой магазин, у нее все равно были бы расходы на продажу. И их нужно учитывать.

Что входит в себестоимость продаж на маркетплейсе

Себестоимость проданной продукции зависит от каналов продаж: если торговать через Вайлдберриз, расходы будут одни, а если через свой интернет-магазин — другие. В этой статье нас интересуют маркетплейсы, поэтому разберемся с ними. Но и тут нужно сделать оговорку: у разных площадок — Озона, Яндекс Маркета, Вайлдберриз, Ламоды — статьи расходов могут отличаться.

Итак, в себестоимость продаж на маркетплейсах входят:

Себестоимость товара — стоимость его производства или цена покупки, например, в Китае.

Комиссия площадке — зависит от категории товара и схемы торговли, например, со своего склада или склада маркетплейса. Комиссию, которую берет Озон, можно посмотреть здесь, а Вайлдберриз — в личном кабинете;

Эквайринг — комиссии банку, чтобы покупатели могли платить картой. Размер эквайринга устанавливает банк, но он не может превышать 1,5%;

Доставка до покупателя и возврат. Тут есть разные варианты, например:

  • продавец привозит товары на склад маркетплейса, а площадка сама обрабатывает заказы и доставляет их до покупателя;

  • продавец держит товары на своем складе, сам собирает заказы и передает маркетплейсу готовые упаковки;

  • продавец сам занимается хранением, сборкой и доставкой товара.

Чем больше берет на себя маркетплейс, тем выше комиссия. Например, если Озон занимается логистикой сам, то за доставку одного товара он возьмет от 70 до 1106 ₽. Дополнительно нужно будет заплатить за доставку товара в пункт выдачи заказов, в постамат или курьером до покупателя — 5,5% от цены, но не более 500 ₽.

Хранение на складе — маркетплейсы берут плату за хранение товара на своих складах. Первые дни хранение может быть бесплатным, затем плата начисляется за каждые сутки.

Кроме этого, в себестоимость продаж входят дополнительные расходы, о которых нередко забывают:

  • реклама и маркетинг — рекламные акции маркетплейсов обязательны для продавцов, им приходится давать дополнительные скидки, и это траты, которые нужно заложить в себестоимость;

  • платная приемка — оплата за приемку товара на складах маркетплейсов;

  • утилизация товара — если товар оказался бракованным или испортился в процессе продажи;

  • самовыкуп — чтобы поднять карточку товара в рейтинге на маркетплейсе, многие компании сами выкупают свои товары;

  • маркировка — наклейки на товары со штрихкодом.

Рассчитать себестоимость проданной на маркетплейсе продукции и возможную прибыль можно с помощью калькулятора, например от Озона.

Если ошибиться с расчетом себестоимости, есть риск установить неправильную цену на товар и уйти в минус. Поэтому важно учитывать все статьи расходов и вести финансовый учет. Об этом дальше...

Как вести финучет, когда работаешь с маркетплейсами

При работе с селлерами маркетплейсов финдиры Нескучных пользуются адаптированным отчетом о прибылях и убытках (ОПиУ) и сводными таблицами. Вот так выглядит ОПиУ компании, торгующей на маркетплейсе:

Скачать шаблон отчета о прибылях и убытках на сайте Нескучных

В ОПиУ есть несколько разделов:

  • переменные расходы — хранение на складе маркетплейса, логистика, маркировка, доставка, комиссия площадке и другие. Эти расходы у каждого направления бизнеса свои;

  • общие расходы — аренда своего склада, зарплаты сотрудников склада, хозяйственные траты. Эти расходы не распределяются по всем направлениям бизнеса;

  • косвенные расходы — зарплаты административного персонала, аренда офиса, командировочные расходы. Эти расходы также не распределяются по всем направлениям.

Отдельно идут доходы и расходы ниже EBITDA — например, проценты, которые компания получила по депозитам, и проценты, которые она выплатила по кредитам. В итоге видно размер чистой прибыли и рентабельность по чистой прибыли.

Всё еще предлагаем скачать шаблон отчета о прибылях и убытках на сайте Нескучных

Отдельно финдиры собирают сводную таблицу, в которой группируются все наименования товаров вместе с артикулами и данными о продажах и расходах:

Эту таблицу скачать нельзя. Но такую же для вас может собрать финдиректор НФ

Налоговый учет расчетов с маркетплейсами

С налоговым учетом есть нюансы. Маркетплейсы присылают компаниям выручку за вычетом своей комиссии. Это значит, что деньги, которые поступили на счет селлера, — не вся выручка. Настоящую выручку можно посмотреть только по отчетам в личном кабинете — там видно полную цену реализации товара.

В расчет налогов селлеры включают полную сумму выручки, несмотря на то, что маркетплейс удержал свою комиссию.

Чтобы не платить налоги с комиссии, которую забирает маркетплейс, компании обычно работают на УСН 15% «Доходы минус расходы» или на общей системе налогообложения. Это нужно, чтобы уменьшить налогооблагаемую базу на размер расходов, которые несет компания.

Если работать, к примеру, на УСН 6%, то налог придется платить со всей выручки, а то, что из этих денег маркетплейс взял себе комиссию, — уже проблемы продавца.

При работе на маркетплейсах важно учитывать себестоимость только проданной продукции. Если покупатель заказал товар, но еще не заплатил за него, такую продукцию нельзя учитывать в расчетах.

Проданным считается товар, который:

  1. заказали;
  2. оплатили;
  3. забрали с пункта выдачи;
  4. не вернули обратно.

Как считать себестоимость на маркетплейсах: частые вопросы собственников


Какие есть особенности документооборота при торговле на маркетплейсах?

Работа на маркетплейсах обычно осуществляется по агентскому договору: маркетплейс выступает в качестве посредника между продавцом и покупателем.

Многие маркетплейсы, например, Озон, не работают с бумажными документами, а только через электронный документооборот. В рамках ЭДО между продавцом и маркетплейсом происходит обмен товарными и транспортными накладными, актами приемки товара, документами о возврате товара, счетами-фактурами и другими документами.

* * *

Какую наценку необходимо делать на товар на маркетплейсах?

По опыту, наценка на маркетплейсе не должна быть меньше 200–300%.

* * *

Кто выдает чеки покупателям?

Продавцам не нужно заниматься чеками — их покупателям выдают сами маркетплейсы.

Как считать себестоимость на маркетплейсах: в двух словах

  • Себестоимость проданной продукции — это расходы на приобретение или производство товара вместе с тратами на реализацию этого товара.

  • В себестоимость продаж на маркетплейсах входят себестоимость товара, комиссия площадке, эквайринг, доставка до покупателя и возврат, хранение на складе.

  • Также в себестоимость продаж могут входить дополнительные расходы маркетплейса: реклама и маркетинг, платная приемка, утилизация товара, самовыкуп и маркировка.

  • Если ошибиться с расчетом себестоимости, можно установить неправильную цену на товар и уйти в минус.

  • При работе на маркетплейсах важно учитывать себестоимость только проданной продукции. Если покупатель заказал товар, но еще не заплатил за него, такую продукцию нельзя учитывать в расчетах.

Мы собрали всё самое нужное для предпринимателей в одном месте! Подписывайтесь в telegram на Нескучные финансы — канал о финансах для предпринимателей.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем