Лояльность сотрудников без йоги, смузи бара и печенек. Опыт агентства Notamedia
Notamedia — ведущее агентство-разработчик, мы входим в TOP-5 рейтинга диджитал-продакшенов по версии Tagline. Наша специализация — крупные проекты и высоконагруженные системы.
Среди наших проектов — портал мэра Москвы mos.ru, сайт и мобильное приложение парка «Зарядье», типовые решения для посольств и консульств Министерства иностранных дел, сайт и корпоративный портал Министерства Культуры и др. В агентстве работает более 90 специалистов в области веб-разработки, маркетинга и менеджмента. Сотрудники рассредоточены по 25-ти городам России, Украины, Белоруссии, Индии и ОАЭ. Центральный офис в Москве.
В статье мы расскажем о нашем опыте выстраивания удаленной коммуникации с сотрудниками на карантине, сравним наши действия до карантина и в процессе, сделаем выводы.
Зачем нужны внутренние коммуникации?
Внутренние коммуникации — действия, сообщения, которые направлены на сотрудников компании. Качественные внутренние коммуникации повышают лояльность сотрудников, могут удержать от смены места работы. Если сотрудники довольны работой в компании, то они становятся адвокатами бренда на рынке — рассказывают своим знакомым и друзьям, коллегам в профессиональном сообществе про свой опыт работы. Какой это будет опыт, зависит от компании.
Мы для себя определили несколько основных векторов развития внутренних коммуникаций. Это:
- развитие и обучение персонала,
- развитие бренда работодателя,
- повышение мотивации и лояльности персонала,
- создание единой коммуникационной среды.
Как мы ушли на карантин
Главная ценность компании — сотрудники, с этим уже никто не будет спорить, поэтому мы заботились об их здоровье в первую очередь. Когда количество зараженных начало расти, где-то в начале марта, сотрудникам разрешили перейти на удаленный формат работы, до улучшения ситуации. Конечно, нам переход на удаленку дался проще, чем компаниям из других отраслей. Потому что IT, традиционно, много работает с удаленными сотрудниками, а офисные сотрудники периодически работают из дома. Через какое-то время подоспело распоряжение президента о тотальном локдауне, но мы к тому времени уже полностью настроили нашу работу.
Защита прежде всего
Мы не успели закупить медицинские маски до их дефицита и сделали собственные для сотрудников. Подумали, что раз этот аксессуар с нами надолго, пусть же будет красивый и ироничный.
Дизайн масок злободневен: тут и дефицитная продукция, и самоирония, и попытка сохранить равновесие. Нам кажется, что, спустя время, этот мерч будет напоминанием о том удивительном, непростом времени, которое мы сейчас проживаем.
Маски очень понравились сотрудникам, многие заказывали себе и родственникам сразу несколько штук. Notamedia взяла на себя все вопросы производства и доставки масок сотрудникам домой. В итоге эти маски также дарили клиентам, которые носят их с большим удовольствием. В этом подарке мы совместили заботу о сотрудниках, бренд и актуальную повестку. У нас достаточно обширный опыт в производстве мерча, мы со всей серьезностью готовы заявить, что если продукт получился классный и качественный, то его будут носить.
Quiz по ZOOM
До карантина мы собирались по пятницам и играли в настольные игры — специально купили несколько интересных. Но с приходом карантина вопрос очных игр отпал. Совместные активности в компании это всегда хорошо, поэтому когда один из наших сотрудников рассказал, что запускает онлайн-квиз в Telegram, в Ноте сразу набралась команда желающих. Для тех, кто принял участие в квизе, это было одно из самых ярких впечатлений за весь карантин. Игра очень интересно построена, у нее нетривиальные вопросы, классное оформление, можно даже выиграть призы.
Неформальное общение в рамках игры помогает лучше узнать друг друга, стирает границы между руководителями и рядовыми сотрудниками. В итоге все получают позитивные эмоции, которые в карантин были просто необходимы.
На тот случай, если вы заинтересовались квизом, то узнать про него больше можно по ссылке: https://quizheroes.ru/. Мы советуем от всей души, классный продукт)
Штат Notamedia быстро разрастается, появляются новые подразделения и отделы. Только за карантин в компанию вышел 21 новый сотрудник! Даже в «мирное время» не все коллеги взаимодействуют между собой, некоторые пересекаются только в рамках обеда, что уж говорить о многочисленных удаленщиках. Поэтому несколько лет назад мы стали выпускать новости компании с периодичностью раз в две недели. Так все знали о проектах друг друга, могли предложить помощь, поздравить, поддержать.
Подготовка шла следующим образом: за каждый выпуск был ответственным кто-то из руководителей, каждый отдел скидывал ему свои события, изменения, достижения. Далее ответственный собирал это в единый текст, добавлял что-то от себя и готово, можно в продакшн. События публиковали на корпоративном портале.
С приходом карантина нам стало не хватать живого общения, хотелось видеть друг друга. Поэтому сухой текстовый формат решили сменить. Так появились События компании, 2.0. Их основное отличие — мы записываем все события на видео и выкладываем результат нашего творчества на портал. В каждом отделе выбирается ответственный за видео, он рассказывает все события, события всех отделов монтируются в одно видео и готово. Специально для нового формата разработали дизайн заставок и титров. Конечно, это более труднее, чем просто писать новости, но результат всем нравится намного больше.
Под конец карантина мы провели опрос среди сотрудников: как им новый формат событий компаний? Не хотят ли они вернуться к новостным текстам? По результатам опроса более 70% опрошенных проголосовали за видеоформат. Ребята также оставили свои рекомендации по улучшению формата. Таким образом, у нас появился телеграм-канал для тех сотрудников, которым удобнее смотреть и читать там, а видео дублируется краткими текстовыми тезисами.
Так видеоновости остались с нами после выхода с карантина в офис, а с помощью рекомендаций коллег, получилось сделать upgrade формата.
Блиц-интервью
Как говорится, аппетит приходит во время еды, поэтому на видеоформате новостей компании мы остановиться не смогли.
После выхода первых двух выпусков видеособытий компании, где в роли корреспондентов выступали и продолжают выступать руководители отделов, захотелось сделать звездами каждого сотрудника компании, чтобы на удаленке, когда мы не видим друг друга, каждый появился на экране.
Задача, которую мы поставили перед собой — знакомство всех со всеми: чтобы московских офисных коллег увидели и узнали удаленщики, и наоборот, чтобы новые сотрудники легче знакомились с коллегами. Даже те, кто каждый день пересекался друг с другом в офисе, узнали коллег с новой стороны. Ведь в рабочей среде мы, как правило, не задаем глубоких личных вопросов и не узнаем точку зрения.
Юлия Князева, руководитель отдела внутренних и внешних коммуникаций Notamedia:
" Формат личных интервью один-на-один родился, благодаря популярности формата на Youtube (спасибо Дудю и Познеру) и быстро оформился в план. Был составлен список вопросов про работу и личное. На первое интервью я пригласила пятерых сотрудников. Беседу и запись проводила в Зуме. Затем сама смонтировала выпуск и выложила на суд коллег. Идея была спонтанная, про нее почти никто не знал. Сюрприз удался. И следующий выпуск вышел через 2 недели уже с нашими фирменными титрами. Формат блиц-интервью живет более 2 месяцев и мы не планируем закругляться, ведь далеко не все коллеги стали телезвездами, мы к этому стремимся. "
Видеоприветствия новых сотрудников
Раньше, в свой первый рабочий день, ребята писали небольшой рассказ о себе, своих хобби и увлечениях. Это позволяло немного узнать новенького/ую, и нередко давало повод для разговора на общие темы.
Но, опять же, у нас есть удаленщики, да еще и карантин в самом разгаре — не поговоришь за чашкой кофе на кухне. Видео, в очередной раз, могло решить эти проблемы, и мы решили попробовать. Долго не могли определиться с форматом: интервью или самостоятельное видео? В итоге оставили обе опции: те, кто боится не справиться, договаривались на интервью, кто смелее — пишет сам.
Составили список вопросов, рекомендации по съемке и отправили новому коллеге. Формат прижился, после выхода с карантина мы все еще продолжаем смотреть видеоприветствия.
Что не прижилось
На протяжении карантина мы тестировали разные форматы, прижились из них не все. Так что же не снискало интереса сотрудников Notamedia?
Периодически от коллег поступал запрос на неформальное общение на карантине. В связи с этим организовали пятничную болталку, куда все желающие могли подключиться и пообщаться. Первые две болталки прошли неплохо. Хотя участников было не очень много, но достаточно для поддержания разговора и интересных обсуждений. Далее формат, к сожалению не пошел. Ребята просто перестали подключаться по самым разным причинам. Основная причина: хочу видеть и слушать коллег, но сам/а молчать )))
Что ж, любая неудача — это урок. Перейдем ко всем выводам, которые мы сделали за время работы из дома.
Что мы узнали про внутренние коммуникации за время карантина?
1юля успешного формата должен быть четкий запрос от сотрудников, но бывают и исключения
Мы анализировали почему новости в видеоформате всем зашли, а пятничная болталка нет. Нам казалось, что есть четкий запрос на общение, но мы немного неверно расшифровали сигналы. Сотрудники хотели чаще ВИДЕТЬ друг друга, про общение никто особенно не упоминал. Сначала мы этого не понимали, но если вдуматься, то тут есть логика: общаться приходится много в рамках рабочего дня и после уже хочется отдыхать, а не продолжать складывать слова в предложения. Видеоформат — это такой middle ground, всех видишь, но взаимодействовать не нужно.
2. Для того, чтобы вовлечь сотрудников в диалог не нужны большие бюджеты
Корпоративный портал «ожил» на карантине — там делились фото, видео, обсуждали самые разные темы. Так, накануне 9 мая один из сотрудников рассказывал и показывал, как он искал погибшего на ВОВ родственника. Популярны были и многочисленные флешмобы: спортивный, пушистый (про домашних питомцев), образовательный (кто куда пошел дополнительно учиться), скайпозум (скриншоты экранов дистанционных собраний), homework (фото рабочих мест дома). У нас появилось единое коммуникационное и медиа пространство на базе того, что у нас уже и так было — CRM-системы. Всем не хватало неформального общения и корпортал стал местом встречи :) Блиц-интервью не потребовало от нас денежных вложений, но потребовало времени и желания сделать что-то классное своими силами. Оказалось, что создать маленький видеопродакшн для себя можно бесплатно и без специальных навыков.
3. Качественными продуктами хотят делиться
Спасибо, кэп! Но иногда нужно себе это напоминать, чем качественнее что-то делаешь, тем больше шанс, что это оставит приятные впечатления и этим захотят поделиться: в социальных сетях, с друзьями, знакомыми. Например, масками, которые мы сделали, коллеги охотно делились в соцсетях, обсуждали их друг с другом, таким образом повышая привлекательность HR-бренда.