Февраль 2015 vs. февраль 2014 г. - изменения в статистике коммерческих запросов
1. Цель исследования
Основной целью настоящего исследования был сбор и анализ статистики поисковой системы Яндекс, связанной с изменениями популярности отобранных поисковых запросов, что может коррелировать с изменением рыночного спроса и предложения на ТНП в интернете.2. Основные термины, источники данных, методы
Поисковый запрос (далее – запрос) – это фраза, слово или выражение, которые вводится пользователем в поисковую строку поискового сервиса для получения списка сайтов, подобранных поисковым сервисом (страницы поисковой выдачи).
Количество обращений пользователей к самой популярной поисковой системе рунета Яндекс может быть оценено с помощью количества показов страницы поисковой выдачи по запросу (далее – количества показов) за определенный период времени, например, за месяц.
Среди специалистов по поисковым системам часто используется термин частотность, определяемый количеством показов страницы поисковой выдачи за месяц. Количество показов может быть определено для каждого региона из списка, предлагаемого поисковой системой Яндекс и может учитывать, либо нет, количество показов по родственным запросам, например, с использованием других падежей слов основного запроса или с добавлением уточняющих слов.
В данной работе под частотностью запроса мы будем подразумевать общее количество показов страницы поисковой выдачи как по самому запросу, так и по родственным запросам, включающим основной запрос в любых падежах и склонениях, в любом порядке слов, а также с дополнительными словами и символами.
Для оценки частотностей использовались данные сервиса Yandex.Wordstat о популярности поисковых запросов (частотности) в поисковой системе Яндекс https://wordstat.yandex.ru по региону Москва. В качестве исследуемых запросов использовались коммерческие запросы двух видов, купить товар, например, купить смартфон и продать товар, например, продать авто.
Отдельно была рассмотрена история изменения частотностей запроса купить (без дополнительных слов) по Москве и России. Частотность запроса купить (без дополнительных слов) включает, в том числе, и частотности коммерческих запросов купить товар.
В качестве временного периода для сравнения были выбраны февраль 2014 г. и февраль 2015 г.
Было подобрано 72 запроса, разделенные на следующие категории:
- Электроника, бренды
- Бытовая техника
- Недвижимость
- Транспорт
- Мебель
- Спортивные товары
- Одежда, обувь, предметы быта
- Инструмент
Следует отметить, что некоторые запросы можно отнести к сегменту B2B (частично или полностью).
Была собрана информация о частотностях запросов в Яндексе в феврале 2014 и феврале 2015 года по региону Москва. Также была собрана информация о частотностях запроса купить (без указания товара и дополнительных слов) по регионам Россия и Москва в период с декабря 2013 г. по февраль 2015 г.
Был проведен сбор статистики посещаемости поисковой системы Яндекс в феврале 2014 и феврале 2015 года. Для сбора статистика посещений также использовался сервис Яндекса – Яндекс.Статистика (https://stat.yandex.ru).
3. Общие тенденции изменения в статистике коммерческих запросов в Яндексе с декабря 2013 г. по февраль 2015 г.
3.1. Изменения в посещаемости поискового сервиса Яндекс в феврале 2014 г. по сравнению с февралем 2015 г.
На изменение статистики запроса могут влиять разные факторы, в том числе изменение популярности данного конкретного поискового сервиса (Яндекс) или общее уменьшение обращений к поисковым системам. Мы обратили внимание на то, что общее количество человек, посетивших поисковый сервис Яндекс в России (точнее, по региону Россия) с февраля 2014 г. по февраль 2015 г. уменьшилось с 50453550 чел. до 49691780 чел., или на 1,51%.
В регионе Москва, с февраля 2014 г. по февраль 2015 г., общее количество посещений поискового сервиса Яндекс уменьшилось с 5607860 чел. до 5533450 чел., или на 1,32%. Поиск причины этого снижения не является целью данного исследования, но мы должны учитывать этот факт. Возможно, изменение покупательского спроса в интернете также влияет на общую посещаемость поискового сервиса.
3.2. Изменения в статистике запроса купить, декабрь 2013 г. – февраль 2015 г.
Отдельный интерес представляет статистика запроса купить. Этот запрос не несет в себе информации о товаре или услуги, но, так как, общем количестве показов страницы поисковой выдачи по запросу купить учитываются все коммерческие запросы со словом купить, то, возможно, динамика изменения частотности запроса купить в некоторой степени коррелирует с покупательском спросом в интернете.
Статистика запроса купить по России (рис. 1) показывает максимальные значения частотностей в декабре 2014 года и летний спад, вызванный, в том числе, отпускным сезоном. Мы наблюдаем похожую картину в Москве (рис. 2), в том числе и со снижением частотностей в январе-феврале 2015 года по сравнению с декабрем 2014 г., но размер снижения в Москве заметно выше.
Можно сделать предположение о том, что различия в динамике изменения частотностей в Москве, с одной стороны, и в России в целом, с другой – следствие большего снижения деловой активности благодаря сегменту B2B, представленному в Москве больше, чем в регионах. Это предположение нуждается в проверке.
Частотность запроса купить с февраля 2014 г. до февраля 2015 г. увеличилась по России на 0,22% (с 56339832 до 56463816 показов) и упала по Москве на 25,56% (с 19167766 до 14267854 показов).
Рис. 1. История количества показов в месяц (частотность) запроса купить в период декабрь 2013 г. – февраль 2015 г. по России
4. Изменения в статистике запросов “купить товар”. Регион – Москва, февраль 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г.
Из 72 отобранных запросов типа купить товар, частотности по Москве в феврале 2015 года оказались ниже, чем год назад у большинства. Частотности 43 запросов уменьшились более, чем на 5%, в то время как выросли более, чем на 5%, частотности только у 17 запросов (рис. 3). Напомним, что февральское уменьшение посещаемости поискового сервиса Яндекс по Москве составило за аналогичный период составило 1,32% (п. 3.1).
Рис. 3. Изменения в частотностях по количеству запросов типа "купить товар" в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. по региону Москва
Некоторые из запросов показали существенный спад. Нельзя сказать, что этот спад является чем-то неожиданным. Наоборот, он в некоторой степени коррелирует с ситуацией на рынке и отражает покупательский спрос в интернете.
Рассмотрим собранные данные по категориям.
4.1. Электроника, бренды
Вместе с ТНП , которые можно причислить к категории электроника, мы рассматривали и бренды. Заметим, что некоторые бренды предлагают товары других категорий. Интересно, что спрос на некоторые товары в интернете (купить смартфон), наоборот, несколько возрос за год, в то врем как популярность дорогих брендов, судя по частотностям соответствующих запросов, упала. Из рассматриваемых брендов в плюс вышел только Lenovo с более демократичной ценовой политикой.
Необычно сильное снижение частотностей по запросам купить iphone и купить ipad может свидетельствовать не только о снижении количества потенциальных покупателей продукции Apple, но и о снижении спроса на продукцию верхнего ценового уровня.
Рис. 4. Частотности запросов в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. (февраль 2015 г. в процентах от февраля 2014 г.) в категории Электроника, бренды.
4.2. Бытовая техника
Частотности запросов категории Бытовая техника, в отличие от электроники, не только упали в меньшей степени по одним типам товаров, но и, примерно в половине исследуемых случаях, выросли (рис. 5). Выросли частотности запросов купить бытовую технику, купить стиральную машину и др.
Полученные данные не позволяют делать выводы о снижении покупательского интереса к бытовой технике в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г.
Рис. 5. Частотности запросов в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. (февраль 2015 г. в процентах от февраля 2014 г.) в категории Бытовая техника.
4.3. Недвижимость
В категории Недвижимость заметно упала популярность запроса купить квартиру. Частотность запроса по региону Москва с февраля 2014 г. до февраля 2015 г. упала примерно 1,6 раз, также снизились частотности запросов купить загородный дом, купить участок. Возможно, эти данные отражают общую ситуацию на рынке недвижимости и выжидательной политикой покупателей. Свой вклад в вероятное снижение спроса на недвижимость могло внести и снижение реальных доходов населения и другие факторы.
Рис. 6. Частотности запросов в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. (февраль 2015 г. в процентах от февраля 2014 г.) в категории Недвижимость.
4.4. Транспорт
Февраль 2015 г. показал снижение популярности запросов купить авто, купить автомобиль, купить машину (порядка 5-20%). Данные изменения подтверждают многочисленные сообщения СМИ об ухудшении ситуации на российском авторынке.
Рис. 7. Частотности запросов в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. (февраль 2015 г. в процентах от февраля 2014 г.) в категории Транспорт.
4.5. Мебель
Частотность запроса купить мебель за феврале 2015 г. стала ниже на 9% (по сравнению с февралем 2014 г.), но выросли частотности запросов купить кровать, купить шкаф и др. Частотность запроса купить компьютерный стол уменьшилась на 14%, в то время как частотность запроса купить компьютер категории Электроника уменьшилась на 15%. В целом, наши немногочисленные данные не позволяют сделать вывод об уменьшении спроса на рынке мебели в интернете.
Рис. 8. Частотности запросов в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. (февраль 2015 г. в процентах от февраля 2014 г.) в категории Мебель.
4.6. Спорттовары
В категории Спорттовары мы обнаружили снижение популярности запросов купить тренажер и купить сноуборд, в то время как поисковый спрос на лыжи, рюкзаки и велосипеды вырос на несколько процентов.
Рис. 9. Частотности запросов в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. (февраль 2015 г. в процентах от февраля 2014 г.) в категории Спорттовары.
4.7. Предметы быта
Среди восьми запросов категории Предметы быта максимальное снижение (-24%) показал запрос купить модную одежду, а максимальный рост (+13%) – запрос купить ботинки. Заметно снизилась частотность запроса купить часы (-14%). Возможно, мы наблюдаем уже упомянутую тенденцию снижения спроса на более дорогие категории более дорогих товаров не повседневного спроса.
Рис. 10. Частотности запросов в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. (февраль 2015 г. в процентах от февраля 2014 г.) в категории Предметы быта.
4.8. Инструменты, станки
Уверенный рост показал запрос купить станок - его частотность в феврале 2015 г. была выше, чем в феврале 2014 г. на 34%. Уменьшилась частотность запроса купить инструменты, но по некоторым наименованиям (дрель, бензопила) частотности соответствующих запросов купить выросли (рис. 11).
Рис. 11. Частотности запросов в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. (февраль 2015 г. в процентах от февраля 2014 г.) в категории Инструменты, станки.
5. Изменения в статистике запросов “продать товар”. Регион – Москва, февраль 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г.
Из 72 отобранных запросов типа продать товар, частотности по Москве в феврале 2015 года оказались ниже, чем год назад, у большинства запросов. Ситуация похожа на ситуацию с запросами купить товар. Частотности 42 запросов уменьшились более, чем на 5%, в то время как выросли более, чем на 5%, частотности у 17 запросов (рис. 12).
Рис. 12. Изменения в частотностях по количеству запросов типа "продать товар" в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. по региону Москва
Возможно, эта ситуация свидетельствует об общем спаде деловой активности в Москве. Потенциальные продавцы могут находиться в ожидании стабилизации рынка и курса валют – в первую очередь это относится к дорогим категориям товаров – недвижимости, транспорта, дорогим товарам ведущих брендов.
На рисунках 13-20 показано изменение частотностей запросов типа продать товар в разных категориях.
Из отдельных запросов можно упомянуть выросшие по количеству месячных показов запросы продать макбук (+32% в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г.), продать духовку (+75%), продать микроволновку (+126%). Серди упавших запросов – продать ipad (-66%), продать sony vaio (-72%), продать квартиру (-39%) и продать автомобиль (-38%).
5.1. Изменения в статистике запросов “продать товар” по категориям товара. Рисунки
Рис. 13. Частотности запросов в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. (февраль 2015 г. в процентах от февраля 2014 г.) в категории Электроника, бренды.
Рис. 14. Частотности запросов в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. (февраль 2015 г. в процентах от февраля 2014 г.) в категории Бытовая техника.
Рис. 15. Частотности запросов в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. (февраль 2015 г. в процентах от февраля 2014 г.) в категории Недвижимость.
Рис. 16. Частотности запросов в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. (февраль 2015 г. в процентах от февраля 2014 г.) в категории Транспорт.
Рис. 17. Частотности запросов в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. (февраль 2015 г. в процентах от февраля 2014 г.) в категории Мебель.
Рис. 18. Частотности запросов в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. (февраль 2015 г. в процентах от февраля 2014 г.) в категории Спорттовары.
Рис. 19. Частотности запросов в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. (февраль 2015 г. в процентах от февраля 2014 г.) в категории Предметы быта.
Рис. 20. Частотности запросов в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. (февраль 2015 г. в процентах от февраля 2014 г.) в категории Инструмент.
6. Выводы
Количество показов страницы результатов поиска по запросу пользователей в поисковой системе Яндекс по ряду коммерческих поисковых запросов типа купить товар в феврале 2015 г. снизилось по сравнению с февралем 2014 г. Похожие тенденции наблюдаются и в статистике других коммерческих запросов. Обнаруженные изменения могут быть следствием спада покупательского спроса в отдельных категориях товаров сегмента B2C.
С полным текстом исследования и исходными данными можно ознакомиться по адресу http://novapromotions.ru/research/114-2015-vs-2014