Главное Авторские колонки Вакансии Образование
1 329 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Продуктовое мышление в UX-дизайне – шаг в будущее или в прошлое?

Понимать, что именно необходимо пользователю, какие его задачи и проблемы решает тот или иной продукт - важные аспекты UX дизайна. Так что же такое продуктовое мышление в UX-дизайне.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Последние пару лет в среде UX-дизайна популярны статьи про так называемое продуктовое мышление. Как только его ни преподносят – и новое направление UX-дизайна, и шаг в лучшее будущее, и единственно верный способ предложить пользователю что-то действительно стоящее… Давайте разберёмся, верно ли всё это.

Что такое продуктовое мышление

Принцип продуктового мышления подробно и доступно освещен в статье Никеля Блааза (Nikkel Blaase). Этот раздел — где-то подсокращенный, а где-то, наоборот, дополненный вариант перевода его публикации.

Известный маркетолог Клейтон Кристенсен на занятиях по программе MBA рассказывает историю сети ресторанов быстрого питания, которая хотела увеличить продажи своих молочных коктейлей. Компания делала их слаще, предлагала в разных вкусах, увеличивала размеры стаканов. В попытках изобрести коктейль с идеальным вкусом и характеристиками проводились опросы покупателей, но ничто из этого не работало. Тогда компания наняла специалиста, который решил подойти к проблеме с другой стороны. Он выявил различие между функцией продукта и “работой”, которую должен выполнять продукт. В результате исследований обнаружилось, что клиенты покупают молочные коктейли для того, чтобы не скучать утром по дороге к офису. Не утоление жажды и не наслаждение вкусом, а лекарство от скуки — это и есть основная “работа” данного продукта. Относительно других напитков у молочного коктейля было преимущество: он густой, пьётся дольше, чем любой другой, и позволяет немного утолить голод. В итоге компания сделала молочные коктейли ещё гуще и добавила кусочки фруктов для большей развлекательности, что привело к росту продаж.

Как видим, секретом успеха стал банальный подход, при котором мы пытаемся думать как пользователь, руководствуясь его целями и возможностями. Это и есть продуктовое мышление. Пользовательский интерфейс продукта строится вокруг его ядра – причины того, почему продукт вообще существует. Он удовлетворяет какую-то потребность или решает проблему, которая есть у людей. Таким образом продукт обретает значимость и определенную ценность. В приведённом выше примере такой проблемой для людей была ежедневная скучная дорога до работы, и молочный коктейль с успехом решал её. Если проблемы как таковой не существует или предлагаемое решение для неё не подходит, то люди не будут его использовать. Неверные решения можно исправить, несуществующие проблемы – нельзя.

Мысля продуктово, UX-дизайнеры должны быть способны ответить на следующие вопросы:

  • Какую проблему мы решаем? (проблема пользователя)
  • Для кого мы это делаем? (целевая аудитория)
  • Зачем мы это делаем? (перспективы)
  • Как мы это делаем? (стратегия)
  • Чего мы хотим достичь? (цели)

Казалось бы, довольно просто, однако выяснить ответы на эти вопросы бывает не всегда легко. По результатам исследований более 95% новых продуктов не имеют успеха на рынке.

Шаг в прошлое

По сути в продуктовом мышлении нет ничего нового. Общий смысл умещается в одной простой мысли: прежде чем что-то делать, подумай – зачем? Эта мысль, конечно, охватывает не только UX-дизайн. Она важна в принципе, если мы хотим прожить жизнь осознанно, не тратя время на ненужные действия. Давайте разберёмся, почему именно сейчас это понятие в UX-дизайне стало актуальным?

В лихие 90-е профессия дизайнера только начала оформляться. В то время разработчики сайтов по совместительству и верстальщиками были, и кнопочки рисовали, и текст на кнопочках придумывали. Но через несколько лет стало ясно, что для успеха продукта нужно уделять больше времени проектированию интерфейсов и визуальной составляющей. Этому способствовала, конечно, конкуренция в продуктовой среде. Стали появляться узкие специалисты: UX и UI-дизайнеры, иллюстраторы, типографы, копирайтеры и так далее. Эксперты с глубокими знаниями в своих областях стали предлагать красивые и функциональные решения, но возникла другая проблема – продолжительность создания продукта. Слишком много времени стало уходить на коммуникации и согласование решений с учётом интересов всех сторон. А тем временем конкурентная среда навязывала всё более жёсткие условия, требуя выпускать продукты максимально быстро и при этом не в ущерб качеству. Таким образом, в последнее время на рынке стали цениться специалисты с навыками одновременно в нескольких областях, способные быстро осваивать новые технологии. Как уместить все эти знания в одну голову и успевать за постоянно обновляющимися тенденциями?

Сейчас мир предлагает множество готовых решений. Любой новичок может прочитать гайдлайны материального дизайна, может даже просто взять готовые решения и с большой долей вероятности они будут работать, ведь над гайдами трудились специалисты компании с мировым именем Google. Это приводит к тому, что иногда UX-дизайнеры разрешают себе не думать над каждым своим решением, используя уже готовые. Да, это позволяет сэкономить массу времени и нейронов и сосредоточиться на нестандартных решениях. Однако незнание причин, в результате которых возникли те или иные стандарты, приводит к невозможности просчитать последствия, к которым приведут изменения этих стандартных решений. А главное, из-за поверхностного отношения начинают забываться пользовательские цели, точнее, реальные цели могут с лёгкостью заменяться стандартными, общепринятыми, без глубокого анализа.

Продуктовое мышление как бы возвращает нас назад, к истокам, когда готовых решений было не так много и к каждому новому проекту подходили с нуля.

Шаг в будущее

Однако продуктовое мышление – это вовсе не прошлое. Сейчас оно как никогда актуально из-за колоссальной конкуренции на рынке продуктов. Всё больше будут важны эффективные решения на стыке специализаций, таким образом всё больше будут цениться UX-дизайнеры, которые разбираются в смежных областях, в том числе и в бизнесе. Иначе вы можете потратить время на красивое, но никому не нужное решение, а это может стать критичным для всего бизнеса в целом.

От UX-дизайнера сейчас требуются не только глубокие знания, но и ответственность, умение и желание мыслить, причём мыслить широко. Способность принимать важные решения, а также искусство объяснить их правильность людям, далёким от дизайна. И, как ни странно, готовность поступиться своими идеями в пользу целям бизнеса, найти компромиссный вариант для создания идеального продукта, готового покорить Мир.

Спасибо Галине, руководителю нашего отдела дизайна, за перспективу “изнутри”!

https://blog.noveogroup.ru/2016/08/product-thinkin...

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем