О проекте Startup ZZPhoto
В 2012 году руководитель филиала Дизайн-бюро make Александр Лисовский собирался сделать подарок на десятую годовщину знакомства своей супруге. Он хотел собрать для нее коллекцию лучших совместных фото. Но не смог. За годы совместной жизни у пары накопилось около 37 тыс. фотографий. Все они хранились хаотично на компьютере и структурированию не поддавались. Что в этом случае сделал бы любой другой человек? Придумал новый подарок. Но Лисовского препятствие только раззадорило. И он решил создать программу, которая могла бы делать это за пользователя.
Только я успел обдумать идею, как друзья познакомили меня с представителями компании ZZ Wolf – у них была похожая задумка, и мы начали работать вместе над ZZ Photo, - вспоминает Лисовский. Компания ZZ Wolf, которой владеет Алексей Рогожинский, создает мультимедийные продукты. Среди них сервис по распознаванию изображений recognizz.it и приложение ZZ Gram для создания озвученных картинок. Проект ZZ Tale занимается созданием интерактивных сказок и сборников колыбельных песен народов мира.
ZZ Photo стал первым опытом работы Лисовского над собственным стартапом. С самого начала он является руководителем разработки и генеральным директором проекта. Программист по образованию, он начал карьеру около десяти лет назад. Первая его работа в качестве дизайнера была связана с проектированием выставочных стендов и брендированием мероприятий в Экспоцентре Украины. Затем он успел поработать в издании об архитектуре, рекламном агентстве, на телеканале, а в итоге дорос до должности руководителя филиала Дизайн-бюро make. В определенный момент я решил, что хочу создавать продукт с нуля и самостоятельно принимать решения о том, каким он будет, - делится воспоминаниями Александр. – В клиент-сервисе я был ограничен рамками брифа заказчика.
От начала разработки стартапа ZZ Photo до первой покупки программы прошло полтора года. В первое время процесс продвигался очень медленно. Дело в том, что в самом начале создатели пробовали работать с удаленной командой специалистов. Это не дало должного результата. Люди уделяли недостаточное количество времени проекту и воспринимали задачи как фриланс на фоне основной работы в таких компаниях как GlobalLogic и Ciklum. Когда Лисовский с Рогожинским наняли собственных специалистов, проект начал развиваться значительно быстрее.
Мы начали с исследования проблемы, анализировали решения конкурентов, интервьюировали пользователей, - рассказывает Александр Лисовский. Самым сложным, по его словам, было ожидание. Любое пожелание по усовершенствованию функционала занимает время. Иногда на это уходит неделя, а бывает и месяц. Но в ожидании был и свой плюс – команда стала более взвешенно оценивать свои желания и возможности.
По словам разработчиков, фишка их проекта – гибкость. Если пользователи высказывают мнение о необходимости той или иной функции, создатели стараются оперативно отреагировать на предложение. Уже сейчас функционал программы достаточно обширен. ZZ Photo может искать дубликаты и снимки одной серии, импортировать фото из социальных сетей, скрывать снимки в защищенный паролем альбом, просматривать фотографии в режиме хроники (таймлайн), создавать смарт-категории на основании тегов, использовать умный поиск для навигации внутри программы. Например, сервис может найти все фотографии семьи, сделанные в 2010 году, но не во время отпуска. К тому же ZZ Photo умеет распознавать на фотографиях домашних любимцев – котов и собак, сканы документов, а также сортирует фотографии, сделанные на отдыхе, благодаря алгоритмам, которые распознают природу: горы, море, лес.
Для того, чтобы научить ZZ Photo качественно распознавать фотографии, команда использовала собственные алгоритмы. Они также легли в основу другого проекта – ZZ Face. В ближайших планах разработчиков – создание веб-сервиса и мобильной версии ZZ Photo. Кроме того, планируется добавить шифрование для скрытых снимков, а также функции графического редактора. Изначально проект финансировался компанией ZZ Wolf. Но, по словам Лисовского, для разработки веб-версии и более активного продвижения проекта планируется привлечение внешних инвесторов.
Первая продажа ZZ Photo была в Украине, а сейчас разработкой Лисовского пользуются уже больше 2 тыс людей более чем из 20 стран мира. Интересно, что, кроме Украины, программа активно скачивается в Бразилии и во Франции. В связи с этим разработчики планируют добавить поддержку французского и португальского языков. В среднем, пользовательская база растет на 20% в месяц. Цена программы на сегодня составляет $29,95., но при покупки по промокоду, реферальной ссылки ZY7TWEM скидка $10
Пока разработчики стараются продвигать продукт не слишком агрессивно. В основном, внимание к ZZ Photo привлекает не реклама, а социальная активность. Конечно, не обходится и без классических инструментов продвижения вроде рекламы в Google или на тематических сайтах. Но очень важную роль играют социальные сети. Именно они обеспечивают прямой контакт с пользователями. Также разработчики стараются принимать участие в профессиональных выставках и конференциях, общаться с блогерами и журналистами.
В декабре мы участвовали в питчинге (презентации проекта для поиска инвесторов – прим. ред.) от TechCrunch на американском радио в прямом эфире и получили голоса всех судей! - рассказывает Лисовский. Эта победа обеспечила им позитивную публикацию от одного из редакторов TechCrunch на сайте. Статья собрала много лайков и репостов, а также привлекла большое количество пользователей на сайт ZZ Photo. В ноябре Лисовский с партнерами получили 2000-го пользователя, который установил их сервис.
Также компания предлогает интересную программу лояльности, которая дает возможность построить бизнес. Не вкладывая большой ресурс, только при рекомендации программы своим друзьям, друзья друзей.