Почему вы получаете не то, что хотите, когда заказываете дизайн
Бриф и макет не помогут
Когда предпринимателю сложно составить бриф, специалисты научат, заполнят за деньги или напишут спецификацию: описание будущего проекта в виде сочинения в Ворде. Некоторые готовят макет, прототип или варфрейм — черновой эскиз в ПНГ или Джипеге. Бизнес-тренеры и маркетологи рассказывают, как правильно составить, что написать, как расположить элементы дизайна. Заказчик платит маркетологу, чтобы он нарисовал ему макет. Есть компании, у которых готовый продукт — прототип. Бриф, спецификация и макеты в ПНГ передают дизайнеру или студии.
После, заказчик интересуется: Соориентируйте по стоимости и срокам, Предложите вашу „вилку“ цен. Все верно — заказчик хочет знать стоимость и сроки. Но даже после этих действий нет гарантии, что исполнитель правильно понял задачу и сделает то, что нужно.
Бриф, прототип и заранее готовый текст не дают гарантии, что вы получите, что хотите, а исполнитель поймет задачу
Техническое задание — задача исполнителя
Заказчик не должен заранее готовить бриф, макет или техническое задание, чтобы создать сайт, логотип или брошюру — это задача тех, кого он нанял. Человеческие отношения построены на ожиданиях. Заказчик получит, что хочет, если исполнитель узнает и поймет его ожидания. Бюро Артема Горбунова понимает заказчика с помощью открытых вопросов:
- Как вы работаете? На чём зарабатываете? Где берёте клиентов? Какой канал продаж самый эффективный?
- Когда проект должен быть закончен, открыт, запущен? Почему эта дата важна?
- Что вызывает у вас опасения? Что может пойти не так?
- Какова структура вашей компании? Кто будет работать над проектом с вашей стороны? Кто и как будет принимать главные решения о проекте в целом и о дизайне в частности? За кем последнее слово?
Ни слова о количестве страниц, цвете и расположении элементов дизайна. Структура компании, что вызывает опасения, кто принимает решение об утверждении и когда срок сдачи — организационные вопросы. Ответы на них дадут информацию, чтобы начать проект.
Исполнитель поймет только свое решение
— Но, как дизайнер поймет, что хочет заказчик, если не ткнуть носом, заранее продумать и написать текст?
— Никак. Дизайнер не поймет, если не предложит собственное решение задачи. В таком случае дизайнеру ясно, что делать, сколько стоит и справиться ли в срок. Потому что это его решение. Это называется понимание задачи.
— А если заказчику не нравится решение?
— Откажитесь. Право на нет священно. Либо предложите доработать решение, или обсудить новое.
Обсуждайте задачу, а не цену
Понимание задачи — эссе с описанием цели дизайна: что получим на выходе, например номер телефона и имя. Пользы: какую проблему решает продукт. Сценариев использования: для кого и в каких ситуациях подходит. Если заказчик согласен с решением, значит задача понята правильно. Разумно назвать цену и сроки, так как дизайнер понимает, что предлагает. Останется сказать только: да или нет. Вернитесь к переговорам, если стоимость не устраивает. Обсуждайте решение, а не цену. У каждой из задач несколько решений.
Вилка цен — тупик
В товарах или понятных услугах, например доставка ящика апельсинов — вилка цен работает хорошо. В дизайне при подходе вилка цен решение не обсуждают. Исполнитель равнодушен к задаче, так как сначала называет цену, без понимание того, что предстоит сделать и сможет ли сделать. Варианта два: стоимость называется наугад; либо проект идет по шаблону, потому что заранее понимаешь объем работ, сроки и риски. Если проект завершают, выходит посредственность. Вилка цен связывает исполнителя и заказчика, т.к. вместо обсуждения решения, идет разговор о цене.
Чтобы получить, что нужно, обсуждайте понимание задачи
© Миша Гриненко, Новое Мнение, 2016