Главное Авторские колонки Вакансии Образование
0 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Различные школы, которые разрабатывали модели управления знаниями

Различные школы, которые разрабатывали модели управления знаниями
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Профессор Маринко Г.И. сделал системный обзор различных школ, которые разрабатывали направления в управлении знаниями.

Он выделил следующие направления:

  • системное
  • картографическое
  • процессное
  • коммерческое
  • организационное
  • пространственное
  • стратегическое направления

(Маринко Г.И. Современные модели и школы в управлении знаниями. — Научный журнал Вестник Московского университета, Серия 21. Управление (государство и общество), N 2, апрель-июнь 2004, с. 45-65).

По мнению профессора инновационного менеджмента из Лондонской бизнес-школы Майкла Эрла, все школы можно сгруппировать по трём основным направлениям:

  • технократические подходы
  • экономические подходы
  • бихевиористские подходы

Среди моделей управления знаниями известны модели Икуджиро Нонака, Гуннара Хедлунда, Майкла Эрла, Эллиса Караяниса, Карла Виига, Лейфа Эдвинссона, Дэвида Сноудена, Эндрю Инкпена и Адва Динура, Вана Бурена, Деспре и Шаувеля.

Модель И. НОНАКА. И Х. ТАКЕУЧИ

(Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / Перевод с английского. — М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2003. — 384 с.).

Данная модель называется четырёхфазная модель СЭКИ (социализация, экстернализация, комбинация, интернализация) или (SECI).

Её элементы:

  • две формы знания – неформализованное (неявное) и формализованное (явное)
  • динамика взаимодействия – передача знаний от фазы к фазе, от цикла к циклу
  • три уровня социальной агрегации – индивид, группа, контекст
  • четыре фазы создания знания (СЭКИ)
  • условия создания знания
  • структура организации, ориентированная на знание

Модель Г. ХЕДЛУНДА

(Маринко Г.И. Современные модели и школы в управлении знаниями. — Научный журнал Вестник Московского университета, Серия 21. Управление (государство и общество), N 2, апрель-июнь 2004, с. 45-65).

Хедлунд ввёл понятие организации N-формы как организации, основывающейся на знаниях. Главный атрибут модели – анализ двух наборов концепций: тип неявного знания и тип явного знания (каждый тип имеет три формы знания: познавательное, навык, воплощённое), а также четыре уровня социальной агрегации или четыре уровня носителя (индивидуумы, малые группы, организации, межорганизационная область).

Хедлунд вводит движущие силы переноса знания и трансформации, которые выражены процессами:

  • оформлением и интернализацией, взаимодействием которых является рефлексия
  • распространением и усвоением, взаимодействием которых является диалог
  • ассимиляцией и рассеиванием, которые относятся к извлечению знания из среды и вводу знания в среду

Модель М. ЭРЛА

Как специалист по информатике, Эрл проводит различие между данными, информацией и знанием. Знание он делит на три категории (три уровня):

  • принятое (accepted) знание – наука (данные)
  • осуществимое (workable) знание – суждение (информация)
  • потенциальное (potential) знание – опыт (знание)

Потенциальное знание, по его мнению, является самым дорогим и имеющим наибольшую потенциальную отдачу. Наука и отчасти суждение — это основа конкуренции и предпосылки существования организации. Применение опыта может дать основанное на знании конкурентное преимущество.

Эрл допускает, что организация может создавать и защищать знания, используя четыре функции:

  • инвентаризация – картографирование индивидуального и организационного знания
  • аудит – оценка природы и величины запланированного незнания, развитие знания через познавательные действия
  • социализация – создание событий, которые делают возможным для людей обмен неявным знанием
  • испытание – проблема неизвестного незнания рассматривается путём обучения на базе опыта, действия и разбора необычных ситуаций

Основываясь на этих положениях, Эрл построил модель управления знанием. Модель включала четыре технических и социальных компонента: система знания, сети, работники знания, обучающиеся организации.

Модель К. ВИИГА

Вииг – один из первых, кто стал заниматься управлением знаниями. Его обобщённая схема базируется на четырёх положениях, на которых должна сфокусироваться инициатива по управлению знанием:

  • фундамент управления знанием состоит из того, как создаётся знание, как оно используется при решении проблем и принятии решений, как оно проявляется познавательно в технологиях и процедурах
  • необходимы постоянные исследования знания
  • необходима оценка знания для каждого бизнеса до начала, в процессе и после окончания необходимо активное управление знанием на всем жизненном цикле организации, на всех стадиях жизненного цикла товара и инноваций

Модель Э. КАРАЯНИСА

(Маринко Г.И. Современные модели и школы в управлении знаниями. — Научный журнал Вестник Московского университета, Серия 21. Управление (государство и общество), N 2, апрель-июнь 2004, с. 45-65.).

Караянис объединил в управление знанием информационные технологии с управленческим и организационным познанием. В оформленном виде модель обозначена как Сеть организационного знания (Organizational Knowledge Network), или ОК-Net. Эта модель включает три ключевых элемента: мета-познание, мета-обучение и мета-знание.

В модели используется матрица размерностью (2х2), состоящая из последовательных циклов знания, в которых индивидуум или организация преодолевает 4 стадии понимания и неведения:

  • незнание о незнании
  • незнание о понимании
  • понимание незнания
  • понимание понимания

При этом в матрице обозначается ситуация в одной из этих ячеек (квадратов). Действие направлено на управление переходом из одного состояния в другое. Переходы осуществляются двумя путями:

  • способностью к взаимодействию
  • согласованностью действий.

Эффективное взаимодействие осуществляется с помощью информационных технологий. Правильно управляемое, оно порождает не только спиральное знание или возросшую мудрость (мета-знание), но также и знание методов обучения.

Модель Л. ЭДВИНССОНА

модель интеллектуального капитала

Эдвинссон стал известен в сфере управления знанием после того, как опубликовал статьи о своей работе в Скандии.

Эдвинссона занимали вопросы управления интеллектуальным капиталом и оценка активов знания.Центральной моделью является схема организации активов фирмы, четыре компонента интеллектуального капитала и их взаимодействие для создания стоимости:

  • человеческий капитал, включая знание и навыки, которые могут быть конвертированы в стоимость
  • структурный капитал как вспомогательная инфраструктура фирмы
  • бизнес-активы определяются как структурный капитал, который фирма использует для создания стоимости в коммерческом процессе (обрабатывающие мощности, сети распределения)
  • интеллектуальная собственность – интеллектуальные юридически защищённые активы фирмы

Динамический характер модели заключается в создании стоимости по двум источникам:

  • инновации
  • продукты и услуги, возникающие в результате коммерциализации инноваций

Модель Э. ИНКПЕНА И А. ДИНУРА

процессы управления знанием

Они представили эмпирическую модель управления знанием, созданную для экспликации и передачи знания между партнёрами в стратегических альянсах.

Модель Д. СНОУДЕНА

модель экологии управления знанием

В серии его статей был разработан поход к управлению знанием, основанный на когнитивной науке, семиотике и эпистемологической прагматике.

Сноуден развивает ориентированную на действие систему знаний, состоящую из четырёх элементов:

  • явное и неявное знание
  • активы знания
  • вера
  • определённость и неопределённость решений по отношению к целям и причинным отношениям

В рамках этой модели составлена матрица решений, которая будет управлять процессом из четырёх типов переходных действий:

  • обменом явным знанием через системы и структуры
  • обменом неявным знанием через психосоциальные механизмы
  • преобразованием неявного знания в явное на основе BPR (business process reengeneering)
  • высвобождением неявного знания через веру и её движущие силы

Все это ведёт к экологии управления знанием в фирме.

Модель В. БУРЕНА

управление интеллектуальным капиталом

Модель разработана рабочей группой по эффективному управлению знанием в рамках виртуальной организации, составленной из практиков управления знанием в различных областях. Модель включает два набора характеристик:

  • которые имеют отношение к запасам интеллектуального капитала, включая:
    • человеческий капитал
    • инновационный капитал
    • процессный капитал
    • клиентский капитал
  • которые имеют отношение к финансовому функционированию и эффективности бизнеса.

Вводится понятие критических точек усиления потенциала управления знанием и критические процессы управления знанием, а также понятие запускающих устройств.

Модель ДЕСПРЕ И ШАУВЕЛЯ

таксономия управления знанием

Они выделили четыре аспекта, встречающиеся в большинстве исследований:

  • время – в связи с линейным и упрощённым представлением когнитивного процесса
  • тип – по отношению к неявному и явному знанию
  • уровень – относящийся к различным уровням социальной агрегации
  • контекст – никакой элемент знания не имеет смысла вне контекста

В рамках модели классифицированы все действия в области управления знаниями, применяемые организациями и описаны действия семи основных кластеров деятельности:

  • бизнес-интеллект
  • бенчмаркинг
  • построение хранилищ данных
  • программное обеспечение для групповой работы
  • сообщества практики
  • инновация и синергия, творчество
  • обучение, компетенция, развитие служащих

Среди российских ученых выделяются МИЛЬНЕР Б.З.

В своих работах он определяет управление знаниями как:

  • новый аспект приложения организационных механизмов, управленческих приёмов и экономических стимулов, являющихся причиной реальных конкурентных преимуществ компаний
  • формализация и доступ к практическому опыту, знаниям и экспертным данным как к объекту управления, которые создают новые возможности, способствующие совершенствованию деятельности, стимулирующие инновации и увеличивающие потребительскую стоимость
  • систематическое формирование, обновление и применение знаний как ресурса управления с целью максимизации эффективности предприятия и прибыли от активов, основанных на знаниях

Остальные статьи Вы можете прочитать на нашем сайте: http://novus-km.com/blog/

Скачать данный кейс в виде презентации в формате PDF можно по ссылке: Различные школы, которые разрабатывали модели управления знаниями

Команда NOVUS-KM

-2
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем