Отчетность по устойчивому развитию в Российском бизнесе
Широко распространенный в большинстве развитых стран, стандарт GRI включает в себя четкие определения относительно ограниченного набора ключевых параметров, в совокупности представляющих собой цельную картину не только действий предприятий по сокращению негативного экологического и социального воздействия, но и базовые параметры сложного комплекса взаимовлияния основной деятельности предприятия с обществом и окружающей средой. Происходит все более глубокая интеграция отчетности по устойчивому развитию в системы управления организациями — все чаще компании включают данные отчетности по устойчивому развитию в традиционные ежегодные финансовые отчеты. Тем самым экономическая деятельность рассматривается в более широком социальном и экологическом контексте.
Расширение рамок анализа и практического применения принципов и параметров отчетности по устойчивому развитию все более последовательно воплощается в подходах не только международных общественных организаций (таких как Международный Совет по Интегрированной Отчетности, Всемирный Фонд Дикой Природы), но и лидирующих инвестиционных фондов (Doughty Hanson и др.), а также консалтинговых и аудиторских компаний (PwC, KPMG). На сегодня можно констатировать, что отчетность бизнеса в соответствии с принципами GRI стала повседневной практикой большинства зарубежных компаний и отдельных предприятий. Постепенно набирает обороты работа в этом направлении и в среде российского бизнеса. Однако российская практика показывает, что работу по формированию отчетности в соответствии с требованиями GRI ведут преимущественно крупные компании, причем часто такая отчетность вызвана необходимостью соответствовать ожиданиям инвесторов на международных биржах. Несмотря на свою кажущуюся простоту, показатели GRI требуют глубокой аналитической проработки и отлаженной, технически грамотной системы сбора и обработки данных внутри организаций.
Еще одно важное направление реализации принципов GRI в практике успешных компаний, преимущественно зарубежных, составляет пакетная разработка на их основе презентационных материалов, демонстрирующих приверженность принципам корпоративной социальной ответственности. Актуальность таких работ постоянно возрастает и в России, по мере становления и повышения ответственности российского бизнеса как агента международных рынков в условиях необходимости соблюдения правил ВТО. Поэтому широкая и успешная мировая практика в данном направлении заслуживает специального рассмотрения.
При всем многообразии стилевой и содержательной направленности, применяемых форматов и используемых показателей, анализ сложившихся подходов и многочисленных конкретных примеров позволил сформулировать основные закономерности разработки таких публикаций. Прежде всего, это четко прослеживаемая целевая ориентация. Среди доминирующих целевых групп, наряду с клиентами и акционерами, в последние годы стали выделяться сотрудники самой компании, что чрезвычайно важно с точки зрения реального улучшения процессов управления и повышения корпоративной солидарности.
Системно разрабатываемый комплект презентационных материалов, как правило, включает продукты разного уровня восприятия и различающегося функционального назначения: от предоставления детальных сведений для экспертного сообщества и, через экспертное мнение, инвесторам, рейтинговым агентствам и другим структурам, имеющим интерес относительно ценности активов предприятия — до формирования позитивного имиджа в глазах широкой общественности и в управленческой среде. Что касается содержательных аспектов, то в большинстве публикаций выявлена ориентация на использование показателей отчетности по устойчивому развитию, что вполне оправдано с позиции унификации технологии разработки и процедур использования данных, а также для подтверждения приверженности компании современным международным стандартам.
Наиболее широкий спектр использования и функционального назначения, по общему мнению, имеют интернет-форматы. Сегодня именно сайты стали базовым, связующим элементом эффективного блока публикаций — не просто местом получения необходимой информации, средством формирования благоприятного мнения о природоохранной деятельности предприятия, но и способом создания и поддержания плодотворного диалога со всеми заинтересованными сторонами. Применительно к российским компаниям принципиально важно наличие равноценных версий на русском и английском языках, что способствует созданию и поддержанию имиджа передового, глобально-ориентированного экономического агента.
Работы по созданию действующей системы показателей GRI на конкретных предприятиях и в пределах управляющих компаний и промышленных групп крайне актуальны, поскольку формируют информационную базу для стратегического планирования и текущего управления по снижению экологических рисков, которые неизбежно сопровождают любую производственную деятельность. При этом затраты на разработку и внедрение GRI отчетности не столь велики, а сбор и аналитическая обработка первичных данных не влекут существенного увеличения нагрузки на персонал предприятий. Некоторые сложности лежат в сфере административного и организационного обеспечения функционирования такой системы в штатном режиме. Между тем, при соответствующей мотивации высшего менеджмента компаний, эти проблемы не имеют критического характера. И очевидно, что изложенными направлениями не ограничиваются те возможности, которые предоставляет GRI отчетность по совершенствованию менеджмента в направлении устойчивого корпоративного роста.