Главное Авторские колонки Вакансии Образование
arrow-right Created with Sketch. Клемина Мария 279 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Экологическое проектирование Зеленой инфраструктуры

Важность создания комфортного и безопасного пространства для наименее защищенных социальных групп, и необходимость грамотного экологического проектирования предметно-развивающей среды для детей, познающих окружающий мир через игру.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Грамотное экологическое проектирование

Концепция целей устойчивого развития общества ориентирована на создание среды, которая не ущемляет права будущих поколений, за счет создания инклюзивного богатства территорий, улучшения качества жизни в постоянно изменяющихся экономических, социальных и экологических условиях.

В связи с этим идеи устойчивого развития создают предпосылки к появлению и развитию концептуально новых подходов планирования территорий. Одна из ключевых задач устойчивого развития — сохранение и поддержание окружающей среды, достойной человека, особенно наименее защищенных социальных групп — женщин и детей. Это предполагает приоритетность их интересов при планировании городского пространства. С таких позиций озеленение улиц, организация парков, уютных дворов и игровых площадок приобретают новый содержательный смысл. Особенно важно предоставлять детям и молодежи достаточно возможностей для игр, поскольку в игре и благодаря игре они познают социальный и материальный окружающий мир, учатся понимать и изменять его. С помощью игры они познают свои возможности.

Нехватка экологически чистого и безопасного пространства урбанизированных территорий ведет к усилению контроля за детьми со стороны взрослых, ограничению пребывания на улицах и возникновению ряда проблем. В основном, опасения родителей обусловлены проблемами, связанными с увеличением дорожного трафика, уровня преступности, загрязнения окружающей среды и др. В свою очередь сокращение пребывания детей на воздухе вызывает у них явление «синдром дефицита природы», возникающее у детей, имеющих ограниченный доступ к природной среде. Это ведет к повышению уровня ожирения у современных городских детей и росту психических нарушений здоровья.

Многие города испытывают сложности в создании комфортной и дружелюбной среды. При этом существуют различные примеры преобразования городского пространства. Так, в небольшой части города Фукуока на юге Японии был создан школьный сад. Со временем он превратился в биотоп и экосистему. Создание такого сада помогло детям во время игры узнать о существовании различных экосистем, увидеть жизненный цикл растений и наблюдать за изменениями в местной фауне.

Стоит отметить, что в работе над созданием сада активное участие принимали учащиеся школы, многие их идеи были реализованы.

Клайд-Уоррен-парк в Далласе, штат Техас является отличным примером городского парка, построенного над шоссе. Он очень быстро стал популярным местом отдыха у местных жителей, так как в нем предусмотрены различные возможности времяпрепровождения: здесь расположены детский парк с фонтанами, читальный зал, ресторан и лужайка для проведения различных мероприятий.

Для детей, которые пережили тяжелые психологические травмы в результате военных действий и перемещений (миграций), живущих в лагерях беженцев по всему миру, создание детских площадок очень важно. Они являются безопасным, стабильным и счастливым пространством в хаотичном мире. Но возможность играть на детской площадке часто остается несбыточной мечтой для многих детей-беженцев. Так в 2014 году фонд «Kayany» совместно с Сообществом по вопросам развития при американском университете в Бейруте, получил разрешение на строительство портативных школ для детей-беженцев в Ливане. В рамках проекта уделяется особое внимание строительству спортивных площадок, которые можно легко собрать и разобрать, они выполнены из подручных материалов, находящихся в поселке.

В соответствии с новым концептуальным подходом специалистами Научно-технического центра «Ресурсы и Консалтинг» в рамках работы над «Планом действий администрации Даниловского муниципального округа по рациональному природопользованию и охране окружающей среды» была разработана и реализована целевая программа «Зелёный Данилов — город для женщин и детей». Она составлена на основе экспертного изучения структур города Данилова, специального обследования и картографирования мест игр детей, а также изучения и обобщения мнений специалистов и жителей города о проблеме озеленения и путях её решения, высказанных в ходе заседания целевой рабочей группы в рамках работы по проекту. На основе этих материалов были сформированы организационно-проектные предложения по практическим работам.

Важно понимать, что ландшафтное планирование должно охватывать «пять чувств» — не только зрение, но и осязание, вкус, слух и обоняние. Экологическое проектирование природно-антропогенных комплексов с учетом подходов устойчивого развития должно ставить перед собой конкретные задачи и способы их решения. При этом работа над такими проектами должна базироваться на междисциплинарном подходе с использованием современных ГИС-технологий и методов специального комплексного моделирования. Такие информационные платформы позволяют наглядно продемонстрировать риски, вызванные растущей урбанизацией территорий, например, повышенным уровнем шума, загрязнением атмосферного воздуха, уменьшением растительности, биоразнообразия, изменением ландшафта. Использование ГИС-технологий поможет выбирать оптимальные площадки будущих техно-природных систем, корректировать уже существующие нагрузки на среду, выбирать наиболее приемлемые экологические, технические и экономические варианты.

В то же время нельзя полагать, что правильно организованный ландшафт поменяет восприятие мира ребенком в целом. Изменить окружающее пространство — это первостепенная задача, но она не решит проблему нехватки внимания к детям, и как следствие роста детской преступности, жестокости. У таких детей сформированы абсолютно другие ценности: взаимоотношения человека и природы они видят, как деятельность по использованию и преобразованию компонентов природы во имя человека, его потребностей и интересов, что относится к направлению антропоцентризма. Необходимо с ранних лет учить детей любить природу, оберегать её, заботиться о ней, не нарушать целостность всего живого сообщества. Но добиться этого невозможно, если в их окружении нет таких мест, где можно познавать природу.

Таким образом, при экологическом проектировании инфраструктуры городов и поселений необходимо принимать во внимание социальные потребности семьи, детей и пожилых людей. В основе рассматриваемого гуманистического подхода к планированию территорий «Город для женщин и детей» — решение социально-экологических проблем урбанизированных территорий, создание городской среды, достойной человека. Он позволяет иначе взглянуть на практику городского планирования, предлагает новые идеи для улучшения пространства для игр детей в городе, формирует ощущение стабильного будущего и дает хороший социальный и экологический эффект.

Источник: НТЦ «Ресурсы и консалтинг»

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем